Ссылка на источник:
Лехтянская Л. В. Король И. Г. Метод проектных задач в деятельностной педагогике // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 21 сентября 2015 г.). – Москва: Грифон, 2015. - C. 109-112.


МЕТОД ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ ПЕДАГОГИКЕ


Лариса Владимировна Лехтянская


Владивостокский государственный экономики и сервиса филиал в г. Находка,
доцент кафедры менеджмента и экономики,
г. Находка,
Россия


Ирина Геннадьевна Король


Муниципальное бюджетное учреждение "Информационно-методический центр "Развитие",
методист,
г. Находка,
Россия


В работе рассмотрены новые подходы к организации учебно воспитательного процесса. Авторы рассматривают возможности формирования общеучебных умений в контексте компетентностного подхода, как важной стратегии современного образования. В работе уделяется внимание вопросам эффективности самостоятельной проектной деятельности, которая достигается при помощи следующих условий: подготовительная работа, учёт возрастных особенностей обучающихся, мотивация работы над проектом, создание творческой групп

Ключевые слова: проектная деятельность; компетентностный подход; практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.


METHOD OF PROJECT OBJECTIVES IN THE ACTIVITY PEDAGOGY


L. V. Lekhtyanskaya, I. G. Korol


The paper considers new approaches to the Organization of the educational process. The authors consider the possibilities of formation of general teaching skills in the context of competence-based approach, as an important strategy of modern education. The work focuses on the effectiveness of the independent project work, which is achieved using the following conditions such as: preparatory work, accounting age especially students, the motivation of the project, the creation of students creative

Keywords: project activities; competence approach; practice-oriented, problem, reflexive forms and methods of learning.


Система образования ориентирована на формирование базовых знаний и универсальных учебных действий, позволяющих школьнику осуществлять осознанный и осмысленный выбор. Дидактика и методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков саморазвития, творчества, а также раскрытие способностей каждого ученика, воспитание его как личности, готовой к жизни в современном обществе. Современное образование – это новые подходы к организации учебно-воспитательного процесса в школе, поиск и разработка новых моделей и технологий образования школьников. На данном этапе развития образования необходимы деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.

Формирование у школьников общеучебных умений в контексте компетентностного подхода – это основание современных образовательных стратегий. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина и С. В. Молчанов разработали современную концепцию развития универсальных учебных действий (УУД), в которой утверждается, что формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [1, c. 1]. В начальной школе значение приобретает готовность школьников применять полученные знания и УУД. Уровень освоения УУД может прогнозировать успешность дальнейшего обучения учащихся. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения делает акцент на формировании у ученика личностных качеств, его духовно-нравственное воспитание и развитие, предлагает инструменты, которые обеспечивают этот переход: изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный. В современной действительности актуальным становится использование в обучении приемов и методов, формирующих умение самостоятельно добывать знания, выдвигать гипотезы, собирать информацию, делать выводы.

Проектная задача – это задача, которая использует те общие способы, средства действия, которые дети формулируют в рамках учебных задач. В основе данного метода лежит задачный подход. Задачный подход обозначен такими авторами, как Н. А. Алексеев, Г. А. Балл, Г. И. Ковалева, Г. С. Костюк, Н. Ю. Посталюк, И. Г. Ступак [2, с. 1]. Сущность подхода состоит в том, чтобы представить систему познания в системе задач и разработать средства для того, чтобы обеспечить возможность учащимся осознания поставленных задач, обнаружить возможности для решения проблемных ситуаций значимых для учащихся, научить выделять и анализировать проблемные ситуации.

Задачный принцип построения учебного содержания в деятельностной педагогике является ключевым. В процессе обучения применяются различные типы задач: учебная, исследовательская, конкретно-практическая, творческая. Ведущей в деятельностной технологии становится учебная задача. Она направлена на поиск общих методов решения частных проблем, которые требуют поэтапного анализа и обобщения [3, с. 2].

За основу в данном случае берутся проектные задачи. Мы понимаем важность применения не отдельных проблем, а целостной их системы, которая объединена определенными целями. Нужно подчеркнуть системный характер проектных задач, т. к. основной их особенностью является групповой характер выполнения, общий способ проектирования целью которого является получение нового результата. Эффективность самостоятельной проектной деятельности достигается при помощи следующих условий: подготовительная работа, учет возрастных особенности обучающихся, мотивация работы над проектом, тщательный отбор основополагающего вопроса, создание творческой группы учеников, учебные предметы, которые бы подходили для реализации проектной деятельности [4, с. 144].

Для эффективности формирования ключевых компетентностей следует применять метод проектов, который реализует деятельностный подход к обучению, предусматривает личностный подход в мотивации проектной деятельности и является личностно ориентированным. Также он построен на принципах проблемного обучения.

Процесс формирования конкурентоспособной личности начинается в начальной школе. Особенность воспитания личности в младшем школьном возрасте в условиях реалий современного образования заключается в деятельностных формах и методах обучения, с помощью которых можно решить важнейшие задачи, которые стоят перед современным образованием.


Cписок литературы:

  1. 1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. и др. Программа развития универсальных учебных действий. // http://www.myshared.ru/slide/231980/ (дата обращения 20.07.2015 г.).
  2. 2. Алексеев Н. А., Балл Г. А., Ковалева Г. И. и др. Задачный подход // http://yandex.ru/search/?text (дата обращения 17.07.2015г.).
  3. 3. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005 // http://www.eidos.ru/journal/.
  4. 4. Чумакова И. А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников: учебно-методическое пособие для учителя. – Глазов, 2012. – 144 с.