Ссылка на источник:
Омельченко Е. А. Автономность, независимость, самореализация педагога в процессе самовыражения // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы IX Международной научно-практической конференции (Москва, 21 сентября 2015 г.). – Москва: Грифон, 2015. - C. 122-137.


АВТОНОМНОСТЬ, НЕЗАВИСИМОСТЬ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ САМОВЫРАЖЕНИЯ


Елизавета Александровна Омельченко


кандидат педагогических наук,
Новосибирский государственный педагогический университет,
доцент,
Новосибирск,
Россия


В статье представлены размышления об особенностях, которые свойственны самовыражению современного педагога. Они раскрываются через характеристики его автономности, независимости и самореализации в процессе выполнения педагогической деятельности.

Ключевые слова: педагог, самовыражение, самовыражение педагога, культура самовыражения, автономность, независимость, самореализация.


AUTONOMOUS, INDEPENDENT, SELF-REALIZATION OF TEACHER IN THE PROCESS OF EXPRESSION


E. A. Omelchenko


The article presents reflections about the features that are peculiar to expression of the modern teacher. These characteristics are revealed through its autonomy, independence and self-realization in the implementation of educational activities.

Keywords: teacher, self-expression, self-expression of the teacher, the culture of self-expression, autonomy, independence, self-realization.


Самовыражение как стремление педагога передать другим то, что ценно и значимо для него, не прекращается всю жизнь. От того, насколько ему удается успешно проявить себя в педагогической деятельности, во многом зависит качество его жизни, предполагающее ту или иную степень реализации жизненной стратегии, удовлетворения жизненных потребностей.

«Потребность в провозглашении перед обществом своей единичности сопровождается поиском средств и способов обозначения и выражения индивидуальности. Желание продемонстрировать свою исключительность, выразить себя, расширить пределы собственных возможностей, отстоять право на свободу мысли, взглядов, своего мнения приводит порой к игнорированию общественных нормативов … и может принять антикультурные и асоциальные формы. Важно … в актах самовыражения учитывать и воспроизводить общественные нормативы и правила, уважать свободу другого человека, адекватно применяя репертуар социальных ролей» [26, с. 3]. Ведь с педагога берут пример представители подрастающего поколения, с которыми он работает.

Этот факт особенно необходимо принимать во внимание, когда речь идет о взаимодействии педагога с дошкольниками, школьниками, студентами. Ведь именно в это время – в период получения образования – происходит активное формирование социальных качеств, умений строить взаимодействие с другими людьми таким образом, чтобы это, с одной стороны, не противоречило культурным, нравственным, моральным нормам общества, а с другой – соответствовало индивидуальным особенностям, потребностям представителей подрастающего поколения.

Поэтому в работе с дошкольниками педагогам важно обращать внимание на воспитание положительных характеристик самовыражения детей. Сказанное показывает актуальность содействия со стороны педагога не просто самовыражению подрастающего поколения, но и становлению культуры самовыражения его представителей, начиная с дошкольного возраста, а также наличие высокого уровня культуры самовыражения у самого педагога.

Для культуры самовыражения педагога характерны следующие особенности:

1. Она является фундаментом, на котором строится индивидуальная культура педагогов, т. к. придает его поведению характеристические свойства (т. е. свойства, типичные для поведения конкретного педагога в процессе самовыражения по сравнению с самовыражением других педагогов). Эти свойства детерминированы нормативно-правовыми, социальными, культурными требованиями к самовыражению педагога. В комплексе и взаимосвязи они задают особенности, присущие культуре поведения педагога, т. к. она в самом широком смысле представляет собой «совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре» [21, с. 130]. Кроме того, любой поступок педагога в той или иной степени является отражением особенностей его самовыражения, ведь оно во многом направляет, регулирует, контролирует профессиональную деятельность педагога, создавая основу для выстраивания внутри культуры поведения педагога индивидуальной культуры его личности.

2. Когда речь идет о культуре личности педагога, подразумевается ее социальная значимость, наличие положительной направленности. Ее наличие обусловлено взглядом на культуру как на набор кодов, «которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие» [12].

В данном случае можно говорить о механизме, который обеспечивает присвоение педагогом системы культурных норм и ценностей и позволяет их демонстрировать в поведении как образец, пример для подражания представителей подрастающего поколения.

3. В культуре самовыражения педагога наличествует внутренний и внешний аспект (мы показали и обосновали это в [15-20]). Причем, эта культура педагога обладает в определенном смысле изменчивым и динамичным характером. Дело в том, что «личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития» [27, с. 35].

Приведенная цитата демонстрирует, что в своей профессиональной деятельности педагог, набирая все больше практического опыта, все более и более отчетливо и ясно понимает, осознает свои успехи и сложности в выполнении профессиональных обязанностей и стремится в соответствии с этим выстраивать путь движения в профессии, стремясь к получению максимально высоких результатов.

Это требует соответствующей перестройки самовыражения педагога, что позволяет его культуре самовыражения приобрести новые черты, во все большей степени соответствуя как потребностям самого педагога, так и ожиданиям государства, общества, детей, с которыми он работает, и их родителей.

4. Самовыражение педагога проявляется в поступках, совершаемых им, и действиях, из которых они сами состоят. Эти действия в отношении педагога имеют следующие особенности:

– демонстрация в поступках, действиях педагога его включенности в культуру общества, в культуру конкретной образовательной организации, где он работает;

– в процессе самовыражения педагог постоянно учитывает специфику внешнего окружения – особенности детей или взрослых, с которыми он взаимодействует, ориентируется на их реакции, следующие в ответ на его поведение.

Если этого не происходит, сложно ожидать получения педагогом намеченных результатов выполнения профессиональных обязанностей. Когда происходит ориентация педагога на субъектов образовательного процесса в ходе его самовыражения, им обязательно учитываются принятые в этой аудитории нормы поведения и отношений, а это всегда предполагает следование культурным образцам. Более того, педагог эти нормы демонстрирует и создает условия для их понимания, принятия и следования им со стороны детей.

Следовательно, для культуры самовыражения педагога в силу его индивидуально-личностных особенностей и требований выполнения на высоком уровне профессиональной деятельности, характерно:

1. Наличие положительной направленности действий в ходе самовыражения.

Под такой направленностью понимаем соблюдение в процессе самовыражения норм, требований, правил жизни в обществе, следование культуре поведения, принятой в обществе. Ее демонстрация как пример для подражания представителям подрастающего поколения.

2. Учет внешнего окружения (материальных объектов) и ориентация на субъектов педагогического процесса в самовыражении. Умение выстраивать и изменять самовыражение сообразно ситуации, имея в виду цель – оказание максимально положительного воспитательного и развивающего влияния на детей.

3. Наличие в структуре культуры самовыражения педагога внутреннего и внешнего компонентов.

Здесь под внутренним компонентом подразумевается самораскрытие, т. е. представление субъектам педагогического процесса определенной (возможной или необходимой с точки зрения педагога) информации о себе, своих предпочтениях, склонностях, своем мировоззрении и т. д.

Самопрезентацию целесообразно рассматривать как создание у тех, с кем работает педагог, желаемого образа себя с целью достижения максимальной результативности своей профессиональной деятельности.

В основе культуры самовыражения педагога лежит самовыражение, а оно подразумевает «относительную автономность, независимость и самореализацию» педагога [28, c. 9].

Каждый из этих процессов необходим для осуществления педагогом полноценного самовыражения в педагогической деятельности, т. е. такого, в ходе которого ему удастся передать субъектам педагогического процесса именно ту информацию о себе, которую хотелось бы, создать у них желаемый образ себя, максимально реализоваться в деятельности, свободно и гармонично проявить себя, получить новую информацию о себе и мире педагогической деятельности, выразить свои внутренние чувства, убеждения, представления, ценности, продемонстрировать свои возможности и способности в педагогической деятельности.

Опираясь на философское понимание автономности [1], делаем вывод об определяющем влиянии на поведение педагога его внутренних оснований, побуждений и определенной независимости его от воздействия внешнего окружения при выполнении профессиональных обязанностей.

В конечном счете, все это должно привести человека, занимающегося педагогической деятельностью, к убеждению в правильности выбора направления профессиональной деятельности, к уверенности в том, что именно в ней он сумеет всегда найти источник для вдохновения, для получения максимального количества положительных эмоций, новых впечатлений. Именно педагогическая деятельность даст ему возможность оставить след в душах других людей, помочь им в чем-то, направить по жизненному пути.

В психоанализе [13] под автономией понимают независимое функционирование, способствующее саморегуляции психических процессов. Х. Хартманн [24] выделил первичную и вторичную автономию функций Я. Первая из них связана с процессами физического и психического развития человека (педагога) независимо от внешнего влияния.

Второй вид автономии состоит из реакций педагога на внешнее воздействие других людей. C этих позиций, говоря о самовыражении педагога, укажем, что при демонстрации субъектам педагогического процесса личностных ценностей, значимых для него переживаний, он, прежде всего, выражает то, что исходит из его индивидуальных характеристик, из тех его качеств, особенностей и представлений, которые характеризуют его как отдельное существо, имеющее все предпосылки для самостоятельного существования, т. е. как существо автономное.

В актах самовыражения педагог действует сам, руководствуясь нормами общества и подавая пример представителям подрастающего поколения. Но исходит при этом, конечно, из своих представлений о нравственных, моральных, эстетических и др. нормах и из сознания того, как именно ему нужно проявлять себя в той или иной педагогической ситуации, т. е. выступает как независимая личность. Ведь независимость – самостоятельность, отсутствие подчиненности. Быть независимым означает поступать и вести себя, сообразуясь в большей степени с собственными потребностями, восприятием или оценками, нежели с требованиями окружения или мнениями других людей.

Вопрос независимости педагога тесно связан с его автономностью. С другой стороны, независимость педагога относительна. Она проявляется в существовании у него возможности выбирать способы, методы, средства, подходы осуществления профессиональной деятельности.

В этом смысле можно согласиться со взглядом не независимость как на «способность и возможность действовать самостоятельно и быть защищенным от давления извне» [2, с. 361].

Педагог, действуя как до определенной степени независимый субъект, проявляет в педагогической деятельности свою индивидуальность, понимаемую как уникальная совокупность свойств и характеристик человека. В индивидуальности заключен источник особенностей выполнения педагогом своей профессиональной деятельности.

В процессе самовыражения при выполнении педагогической деятельности педагог выступает автономным и относительно независимым человеком, действующим, исходя из своих внутренних (индивидуальных) характеристик. В связи с автономностью и независимостью педагога необходимо еще раз подчеркнуть мысль об их относительности: «Человек не может быть абсолютно независим от общества, а как гражданин – и от государства; он выполняет перед ними определенные обязанности» [2, с. 361]. Для педагога это имеет первостепенное значение, учитывая все требования, которые к нему предъявляются в силу особенностей выбранной им профессиональной деятельности, т. к. позволяет от автономных и независимых проявлений (от проявления его индивидуальности в период получения образования и начале профессиональной деятельности) переходить к личностным, – связанным со взаимодействием, насыщенным выполнением норм и требований педагогической деятельности, отношений, а затем и его высокого уровня культуры самовыражения в педагогической деятельности.

В процессе самореализации педагог выражает самого себя, ведь «самореализация – реализация существующего потенциала, осуществление своих имеющихся желаний, знаний, умений и способностей, сегодняшних представлений о себе и своем пути в жизни» [22]. Следовательно, человек, занимающийся педагогической деятельностью, стремится реализовать имеющиеся или развитые за годы обучения в педагогическом вузе знания, умения, навыки, компетенции, обретая компетентность в сфере педагогической деятельности. Он выстраивает представление о себе как профессионале, работающем с детьми и воплощает их в жизнь.

Указанные характеристики присущи внутреннему аспекту самовыражения педагога. Верно и обратное утверждение: в процессе самовыражения педагога происходит его самореализация.

Если обратиться к другим взглядам на самореализацию, можно заметить присутствие в них ориентации на взаимодействие с другими людьми и миром. Например, «самореализация – это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом» [11, с. 4]. В этом случае речь идет о внешнем аспекте самовыражения, без которого невозможны содеятельность и сотворчество педагога с детьми.

Автономность, независимость и самореализация необходимы для осуществления педагогом полноценного самовыражения в профессии. Степень их проявления позволит судить о следующих особенностях самоорганизуемой деятельности педагога:

1) степень зависимости от внешнего материального окружения, ведь часто педагог так или иначе может проявить, выразить себя, если у него есть для этого те или иные средства. В частности, в ходе педагогического процесса это будут средства обучения и воспитания, в том числе технические – проектор, компьютер, интерактивная доска и т. д.;

2) степень зависимости от индивидуальных, личностных особенностей, от предпочтений и желаний педагога, проявляющихся в том, как именно он выполняет свои обязанности;

3) уровень проявления творчества в ходе самоорганизуемой педагогической деятельности;

4) степень зависимости деятельности педагога и применяемых в ней средств от мнения администрации образовательной организации, детей, с которыми он работает и их родителей;

5) степень реализации потенциала имеющихся у него педагогических способностей, педагогических умений, желаний тем или иным образом выполнять педагогическую деятельность;

6) особенности планирования, организации педагогической деятельности.

В силу того, что автономность, независимость и самореализация составляют особенности самоорганизуемой педагогической деятельности, для полноценного самовыражения педагогу необходимо обладать следующими умениями:

– организовать себя, свое время и деятельность (речь идет о любом виде деятельности, которым занимается педагог);

– упорядочить и регулировать свою педагогическую деятельность;

– контролировать и оценивать то, что сделано самостоятельно в области воспитания, развития, обучения детей.

Подчеркнем, что кроме перечисленных особенностей самоорганизуемой педагогической деятельности субъект ее выполнения выбирает, исходя из собственных предпочтений, определенные способы и по завершении деятельности получает результат, состоящий в изменениях, произошедших в лучшую сторону в ребенке: поведенческих, личностных, деятельностных. Способами самоорганизуемой педагогической деятельности являются конкретные пути достижения ее цели, состоящей, в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» [23] в приобретении знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Выбор этих способов зависит от условий, в которых протекает педагогическая деятельность (в том числе и условий, влияющих на здоровье педагога [7-10]) и носит индивидуальный характер. Результаты самоорганизуемой педагогической деятельности, в рассматриваемом нами контексте, совпадают с результатами самовыражения человека, перечисленными ранее. Все это в комплексе придает самовыражению педагога характеристики, постепенно складывающиеся в его культуру самовыражения.

Для того, чтобы самоорганизуемая деятельность действительно характеризовала культуру самовыражения, она должна соответствовать не только индивидуальным особенностям педагога, но и культуре общества, в котором он живет, и к нормам которого приобщает представителей подрастающего поколения. Поэтому важно определиться с тем, что такое культура, ведь именно в процессе «соприкосновения», «взаимопроникновения» или «столкновения» самоорганизуемой деятельности педагога и норм, правил, требований жизни в обществе первая обретает черты, позволяющие использовать ее для описания культуры самовыражения.

В [14] нами было показано, что из всего многообразия трактовок термина «культура», которые можно найти в культурологических, философских, социологических, исторических, антропологических и др. исследованиях, наиболее подходящим для образовательной практики является понимание культуры как «формы самодетерминации индивида в горизонте личности, формы детерминации нашей жизни, сознания, мышления» (В. С. Библер) [4, c. 289].

Такой взгляд на культуру позволяет сделать вывод о том, что педагог способен определенным образом ограничивать себя, выстраивая самоорганизуемую деятельность, складывающуюся у него в разнообразные реакции на педагогические ситуации, педагогическую действительность, формы профессионального поведения, профессионального самовыражения.

У начинающего педагога формы самовыражения и профессионального поведения часто не совпадают с теми, которые он использует в обыденной жизни, во взаимодействии с близкими людьми или знакомыми. Такое расхождение ведет к внутреннему рассогласованию представлений о себе и нарушению равновесия личности.

Чтобы его восстановить, педагог должен оба плана своей личности («профессиональный» и «обыденный») объединить в целостное образование. Обычно система профессиональных требований и стандартов переносится на повседневную жизнь. Это происходит примерно на пятый год профессионально-педагогической деятельности и продолжается еще примерно лет десять-пятнадцать. Затем происходит обратный процесс, когда педагог со значительным стажем как бы «забывает» о серьезных требованиях к нему со стороны профессии. Она становится для него способом обыденной жизни. Как следствие, ее нормы педагог переносит в профессию, возможно, даже не замечая этого.

С одной стороны, это положительная тенденция в плане возможностей для самовыражения. А с другой – отрицательная. Ведь в случае несоблюдения профессиональных норм, профессиональной этики, педагог не в состоянии нести детям достойный пример для подражания.

В то же время, культура общества и профессиональная выступают как внешние силы, определяющая то, как педагог живет, смотрит на мир, думает. Ведь культура «создает для человека исходную проблемную ситуацию развития, ставит его перед необходимостью универсального саморазвития» [5, с. 26], т. е. является условием и стимулом для самосовершенствования, выстраивания оптимальных взаимоотношений с другими субъектами педагогического процесса и внешним окружением.

Кроме того, культура выступает средством, позволяющим педагогу познавать внешний мир, понимать его, ценить то, что в нем есть и учить этому представителей подрастающего поколения. В. П. Барышков отмечает, что «культура – способ раскрытия действительности, придания миру человеческого смысла, придания ему ценности» [3, с. 56]. В обобщенном смысле это можно считать целью деятельности каждого педагога вне конкретных направлений его деятельности.

Любой человек, вне зависимости от своего желания, сферы профессиональной деятельности и т. д., пребывает в культуре, созданной человечеством за время своего существования. Эта культура изменяется, развивается, совершенствуется. А. Швейцер по этому поводу писал: «В самых общих чертах развитие культуры состоит в том, что разумные идеалы, призванные содействовать прогрессу человечества, воспринимаются индивидами и, полемизируя в них с действительностью, принимают при этом такую форму, которая способствует наиболее эффективному и целесообразному воздействию их на условия жизни людей» [25, с. 40]. С этой точки зрения, культура выступает как внешний механизм, детерминирующий поведение и самовыражение педагога. Важно, что культура, по мнению А. Швейцера [25], слагается не только из того, что человек (педагог) сделал в результате преобразования внешнего, природного мира, но и из того, что человек (педагог) способен сделать со своими убеждениями, намерениями, с самим собой.

Именно из этого «вырастает» культура самовыражения педагога. Именно на таких взглядах строится воспитательная работа с детьми. Именно таким способом педагог и дети могут меняться в лучшую сторону.

В целом, культуру целесообразно рассматривать не только как нечто, находящееся вне педагога (как некую объективную по отношению к нему данность), но и как внутренне присущие ему особенности, влияющие на жизнь и выполнение профессиональных обязанностей. Речь идет об индивидуальной культуре педагога или культуре его личности.

Под индивидуальной культурой, вслед за Э. Н. Гусинским [6], будем понимать характер, нравы, обычаи, привычки; сознание и самосознание; знания, умения, навыки; интеллект и чувства педагога. В [14] нами показано, что эта культура характеризуется гармонией внешних проявлений педагога и его внутренних особенностей. Индивидуальная культура личности педагога является сложным, многогранным образованием, состоящим из неразрывного единства множества компонентов. Каждый из них изучается педагогами, психологами, культурологами, философами, социологами и т. д. как самостоятельное явление. Выясняется его суть, структура, описывается специфика развития, формирования, воспитания или становления.

Нами в [16; 20] приведены результаты анализа элементов индивидуальной культуры педагога. Перечислим их свойства:

а) интегративность и целостность характеристик, составляющих сущность каждого из них;

б) наличие условий или возможность их создания для формирования, развития, воспитания, становления того или иного компонента индивидуальной культуры;

в) проявление в деятельности педагога;

г) изменяемость с течением времени;

д) возможность переходить на более высокие уровни.

Характеристики феномена «культура самовыражения педагога»:

– в основе культуры самовыражения педагога лежат особенности его профессионального самовыражения;

– основой профессионального самовыражения педагога является самоорганизуемая педагогическая деятельность;

– к характеристикам самоорганизуемой педагогической деятельности относятся автономность, независимость и самореализация педагога в ходе ее выполнения, позволяющие судить об ее особенностях;

– в процессе осуществления самоорганизуемой педагогической деятельности педагог управляет своим поведением, но при этом на него влияют другие субъекты педагогического процесса и обстоятельства его протекания;

– осуществление самоорганизуемой педагогической деятельности предполагает наличие у педагога готовности к ней (наличие педагогического образования);

– самоорганизуемая педагогическая деятельность должна давать возможность педагогу продемонстрировать свои индивидуальные, личностные особенности и, в то же время, не противоречить нормам культуры общества, нормам педагогической деятельности, которую он выполняет;

– на особенности, способы и результаты самоорганизуемой педагогической деятельности влияет культура, в которой он живет и его индивидуальные особенности, стремления, желания, предпочтения;

– культура самовыражения педагога является основополагающей частью его индивидуальной культуры.

Учитывая сказанное, можно сформулировать следующее определение понятия «культура самовыражения педагога».

Культура самовыражения педагога – особенности, способы, результаты самоорганизуемой педагогической деятельности, которые обретает или создает педагог в соответствии с собственными индивидуальными, личностными характеристиками и в результате взаимодействия с культурой сообщества, с педагогической культурой.


Cписок литературы:

  1. 1. Автономность // Новая философская энциклопедия: в 4 тт. / Под редакцией В. С. Степина. – М.: Мысль, 2001. – 2086 с.
  2. 2. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога. – М.: Эксмо, 2009. – 656 с.
  3. 3. Барышков В. П. Аксиология личностного бытия / Под ред. В. Б. Устьянцева. – М.: Логос, 2005. – 192 с.
  4. 4. Библер В. С. От наукоучения к логике культур. Два философских введения в двадцать первый век. – М.: Политиздат, 1991. – 413 с.
  5. 5. Гатальский В. Д. Культурно-образовательное пространство как социально-педагогическая система // Педагогика. – 2012. – № 6. – С. 25-29.
  6. 6. Гусинский Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 224 с.
  7. 7. Зверкова А. Ю. Ресурсный центр, содействующий укреплению здоровья, поддерживающий реализацию ключевой компетенции «быть здоровым» в образовательном пространстве // Сибирский педагогический журнал. – 2014. –№ 2. – С. 170-175.
  8. 8. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П. Формирование ключевой компетенции «быть здоровым» в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Сибирский педагогический журнал. – 2012. – № 9. – С. 25-29.
  9. 9. Зверкова А. Ю., Абаскалова Н. П., Казин Э. М. Методологические подходы к реализации педагогики здоровья в контексте действующих федеральных государственных образовательных стандартов // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 34-42.
  10. 10. Зверкова А. Ю. Методологические подходы к конструированию здоровьесберегающего образования в части, формируемой участниками образовательных отношений образовательной программы дошкольного образования // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Красноярск, 27 июля 2015 г.). – Красноярск: ИЦ «Инспаер», 2015. – С. 57-71.
  11. 11. Коростылева Л. А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. – С. 4.
  12. 12. Культура // http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%E0 [Дата обращения 16.04.13].
  13. 13. Лейбин В. Словарь-справочник по психоанализу. – М.: АСТ, 2010. – 960 с.
  14. 14. Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения подростков в условиях индивидуализации обучения: дисс. ... канд. пед. наук. – Иркутск, 2004. – 174 с.
  15. 15. Омельченко Е. А. Педагогическое осмысление культуры самовыражения личности как индивидуального субъекта культуры // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы VI Международной научно-практической конференции (Челябинск, 23 февраля 2015 г.). – Челябинск: Сити-Принт, 2015. – С. 51-59.
  16. 16. Омельченко Е. А. Исследование особенностей мотивационно-эмоционального, гносеологического и деятельностного компонентов культуры самовыражения будущих педагогов // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы ХI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 8 апреля 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – С. 29-58.
  17. 17. Омельченко, Е. А. Культурологические основания изучения в педагогике культуры самовыражения личности // Теоретические и методологические проблемы современных наук: материалы ХIII Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 17 ноября 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – С. 30-53.
  18. 18. Омельченко Е. А. Философские основания изучения в педагогике культуры самовыражения личности // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы III Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (Новосибирск, 30 июня 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. – С. 35-44.
  19. 19. Омельченко Е. А. Обобщенные характеристики становления культуры самовыражения личности в учебном процессе // Современные научные исследования: методология, теория, практика: материалы V Международной научно-практической конференции (Самара, 26 декабря 2014 г.). – Самара: Изд во «Инсома-пресс», 2014. – С. 36-46.
  20. 20. Омельченко Е. А. Возможности самовыражения студентов ВУЗа в ходе научно-исследовательской деятельности // Международный журнал экспериментального образования. – 2010. – № 11. – С. 126-128.
  21. 21. Педагогический энциклопедический словарь / Под ред. Б. М. Бим-Бада. – М.: БРЭ, 2002. – 528 с.
  22. 22. Самореализация // http://www.psychologos.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F [дата обращения 19.09.12].
  23. 23. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (29 декабря 2012 г.) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173432/ [Дата обращения: 08.03.15].
  24. 24. Хартманн Х. Эго-психология и проблема адаптации / Под ред. М. В. Ромашкевича. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002. – 160 c.
  25. 25. Швейцер А. Культура и этика. – М.: Прогресс, 1973. – 343 с.
  26. 26. Шиндяева Е. А. Формирование культуры эмоционального самовыражения подростков общеобразовательной школы: дисс. … канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2004. – 22 с.
  27. 27. Яницкий М. С. Ценностные ориентиры личности как динамическая система. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
  28. 28. Ярушкин Н. Н. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности: дис. ... д-ра психол. наук. – СПб., 1998. – 406 с.