Ссылка на источник:
Лупинос К. А. Система противодействия легализации преступных доходов и механизмы контроля в кредитных организациях // Современная наука и образование: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 14 января 2016 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2016. - C. 38-44.


СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ И МЕХАНИЗМЫ КОНТРОЛЯ В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ


Кристина Альбертовна Лупинос


ОмГУПС,
Студентка-магистр,
г. Омск,
Россия


В статье рассматриваются формы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем с помощью контроля за банковскими операциями Федеральной службой по финансовому мониторингу во взаимодействии с банковскими служащими, сотрудниками подразделений экономической безопасности, а также Банком России и международными организациями. В целях обеспечения эффективности данной работы рекомендуется разработать для службы внутреннего контроля банков эффективные методики по идентификации клиентов, расширить полномочия банков по получению конфиденциальной информации о клиентах.

Ключевые слова: экономическая безопасность, криминальная экономика, преступные доходы, терроризм, «отмывание» денег.


SYSTEM OF COUNTERACTIONS TO ILLEGALLY OBTAINED INCOME LEGALIZATION AND MONITORING MECHANISM IN THE CREDIT INSTITUTIONS


C. A. Lupinos


The article presents the form of combating the legalization of income from crime by monitoring the banking operations by Rosfinmonitoring in cooperation with bank employees, employees of departments of economic security, as well as the Bank of Russia and international organizations. In order to ensure the effectiveness of this work is recommended to develop a service for banks' internal control effective techniques for the identification of customers to expand the powers of banks to obtain confidential information about clients.

Keywords: economic security, criminal economy, proceeds of crime, terrorism, money laundering.


Постоянное развитие финансовых рынков и финансовых технологий способствуют повсеместному распространению коррупции, отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма, что и усиливают важность разработки инструментов обеспечения стабильности национальных финансовых систем. Резко обострившиеся в последнее время международные и национальные проблемы терроризма, наркоторговли и легализации преступных доходов свидетельствуют о том, что традиционные методы борьбы с ними является недостаточно эффективными.

Вопросы применения различных финансовых мер в целях борьбы с легализацией преступных доходов были исследованы в работах А. Н. Воронина, И. Г. Воробьева, С. В. Газияна, А. Б. Дудки, С. Г. Еремина, Р. В. Жубрина, В. А. Зубкова, М. В. Каратаева, Лебедевой Т. В., И. Н. Люкевича, С. К. Осипова, Е. И. Шаманиной и многих других. Вопросам противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма посвящены труды таких зарубежных специалистов как: Ф. Робинсон, А. Шильдер, Л. Фитуни, И. Кэцлер и др.

Во многих работах, посвященных борьбе с легализацией доходов от незаконной деятельности и финансированием терроризма мало внимания было уделено исследованию особенностей функционирования российской банковской системы в области ПОД/ФТ, а также вопросам организации и регулирования финансового мониторинга в кредитных организациях. У действующей в стране системы финансового мониторинга отсутствует четко сформулированная цель и стратегические задачи, что затормаживает ее развитие. Если легализация станет прозрачной, а это и является главным показателем эффективности системы ПОД/ФТ, то сама функция легализации станет ненужной.

Целью данного исследования является разработка мер по совершенствованию системы финансового мониторинга в кредитных организациях Российской Федерации, повышения ее эффективности и расширению комплекса инструментов, применяемых банками в целях противодействия отмыванию преступных доходов.

В Российской Федерации реализация государственной политики противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ) возложена на Федеральную службу по финансовому мониторингу − Росфинмониторинг − ФСФМ [1], и ряд других надзорных органов в сфере ПОД/ФТ, к числу которых относятся: Банк России, Роскомнадзор и некоторые другие.

Для оценки состояния текущей угрозы в сфере противодействия легализации преступных доходов контролю подвергаются: 1) операции с денежными средствами в наличной форме; 2) операции по банковским счетам (вкладам); 3) иные сделки с движимым имуществом [2].

Также помимо указанных, под контроль попадают операции, в которых одной из сторон является юридическое или физическое лицо, прямо или косвенно подозреваемое в экстремистской деятельности или находится в собственности, либо под контролем таких организаций и лиц.

Таким образом, Банком России по состоянию на 18.12.15 было отозвано 92 лицензии на осуществление банковских операций, 37 из которых в связи с неоднократным нарушением кредитной организацией требований, предусмотренных Федеральным законом «O противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3]. Поэтому ответственность в решении проблем, связанных с отмыванием доходов, полученных преступным путем, во многом возлагается на служащих банков, которым надлежит своевременно представлять Росфинмониторингу необходимую информацию. С 28 декабря 2015 года Центробанк обязал банки, при совершении операций по купле-продаже валюты на сумму более 15 тыс. рублей проводить полную идентификацию клиента. Это требование поможет сократить риск того что банк может оказаться не потерпевшим, а нарушителем закона, если будет доказано, что клиент-правонарушитель пользовался услугами банка под прикрытием чужого паспорта.

Идентификация юридических лиц состоит в проверке документов, удостоверяющих владельцев организации, ее правовой статус, государственную регистрацию и т. д. В рекомендациях Центрального банка России содержится минимальный перечень документов, которые обязательны для идентификации клиента [4]. В настоящее время этот перечень не ограничен, что позволяет служащим банка обратиться к иным источникам информации для получения дополнительных сведений.

Банки обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать лиц, ответственных за их соблюдение и реализацию. Поэтому банку необходимо предусмотреть порядок документального фиксирования получаемой о клиенте информации, обеспечения ее конфиденциальности, методику обнаружения следов, указывающих на признаки необычных сделок. В связи с этим, С. Г. Еремин и Ю. С. Стешенко полагают, что в качестве оснований для документального фиксирования информации может являться следующее: а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей экономического смысла или законной цели; б) несоответствие сделки уставной деятельности организации; в) выявление операций, направленных на уклонение от контроля; г) иные обстоятельства, указывающие на осуществление сделок в целях легализации преступных доходов [5, с. 3].

Некоторые из вышеназванных оснований носят объективный характер, а отдельные таких критериев не имеют. И, следовательно, их изучение, анализ и оценка носят субъективный характер, т. к. возлагаются на служащих банка, обязанных сообщить в Росфинмониторинг обо всех выявленных подозрительных операциях. Поскольку одним сотрудникам банка проверяемые операции покажутся подозрительными, а другим − нет.

Надзорные органы в сфере ПОД/ФТ в разработке, стандартизации и реализации мер в сфере ПОД/ФТ опираются на рекомендации, специально созданной в 1989 г. странами «Большой семерки» Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ. Рекомендации содержат положения, касающиеся легализации преступных доходов, предварительных мер и конфискации легализованной собственности, а так же включают в себя меры, принимаемые финансовыми организациями, меры по государственному регулированию и надзору за деятельностью финансовых учреждений. Они также рассматривают формы международного сотрудничества в этой области.

В декабре 2015 года было объявлено, что ФАТФ планирует ужесточить стандарты по противодействию терроризму. Организация намерена исключать из своего состава те страны, которые будут замечены в финансировании террористов запрещенной в России группировки «Исламское государство» [6].

Рекомендации ФАТФ представляют собой структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма. Первые 40 рекомендаций ФАТФ были разработаны в 1990 г. для защиты финансовых систем от лиц, отмывающих денежные средства от продажи наркотиков. Второй раз Рекомендации ФАТФ были пересмотрены в 2003 г. и были признаны международным стандартом ПОД/ФТ более чем 180 странами. В феврале 2012 г. были утверждены обновленные 40 рекомендаций ФАТФ. Которые помимо 40 первых рекомендаций и 9 рекомендаций из предыдущей редакции 2003 года, включали новые положения, касающиеся, в частности, противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее – ОМУ), коррупции, налоговым преступлениям и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне.

Таким образом, внимание ФАТФ в новой редакции Рекомендаций сконцентрировано на таких ключевых направлениях как: оценка рисков, связанных с отмыванием денег, уголовно-правовое преследование лиц, связанных с отмыванием денег и финансированием терроризма, включая конфискацию незаконных доходов, а также международное сотрудничество в области ПОД/ФТ и многое другое.

В связи с этим кредитным организациям следует учесть изменения, как международных стандартов, так и последовавших за этим изменений в российском законодательстве в области ПОД/ФТ, так как это позволит снизить риск применения, как к банку, так и к его сотрудникам различных мер воздействия за нарушение законодательства.

Кроме того, для кредитных организаций последствия риска вовлечения в процессы легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, в первую очередь представляет финансовые потери, вплоть до отзыва лицензии.

Более того, в связи с резко возросшей террористической угрозой образуется цель, состоящая в повышении эффективности работы финансовых институтов в качестве «фильтра» для всех финансовых потоков. В соответствии с этим, можно предложить кредитным организациям развивать эффективную риск-ориентированную систему внутреннего контроля посредством пересмотра и разработки внутренних документов по организации внутреннего контроля и системы управления рисками, стандартов информационной безопасности, исходящих из принципа идентификации клиента, введения комплексного учета и мониторинга, независимого аудита. Также возможно рассмотреть возможность установления прямого подчинения сотрудника по вопросам ПОД/ФТ непосредственно руководителю финансового учреждения.

И в заключение, можно сделать вывод о том, что для совершенствования системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем необходим комплексный подход, реализация которого должна осуществляться одновременно как на уровне государственного, так и внутрибанковского управления. Повысить эффективность функционирования банковского сектора в рамках национальной системы ПОД/ФТ поможет его ориентация на передовой международный опыт в этой области.


Cписок литературы:

  1. 1. Указ Президента Российской Федерации [Электронный ресурс] от 01.11.2001 № 1263 «Уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СПС «Консультант Плюс» − Электрон. дан. – М., 1997-2011. − Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  2. 2. О валютном регулировании и валютном контроле [Электронный ресурс]: федер. закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». – Электрон. дан. – М., 1997-2013. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
  3. 3. Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации. Режим доступа: http://www.cbr.ru/.
  4. 4. Методические рекомендации по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т // Вестник Банка России. – 2005. – № 37.
  5. 5. Еремин С. Г., Стешенко Ю. С. Противодействие легализации преступных доходов путем документального контроля банковских операций // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2015. – № 1(32). – С. 98-102.
  6. 6. FATF [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Режим доступа: http://www.fatf-gafi.org/.
  7. 7. Федеральная служба по финансовому мониторингу [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. Режим доступа: http://www. fedsfm.ru/.