Ссылка на источник:
Омельченко Е. А. Становление культуры самовыражения будущих педагогов – актуальная проблема современной педагогики // Социальное, культурное, экономическое и образовательное пространство России XXI века: материалы IV Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 11 июля 2016 г.). – СПб.: Астерион, 2016. – 88 с. - C. 47-58.


СТАНОВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ САМОВЫРАЖЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ – АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ


Елизавета Александровна Омельченко


кандидат педагогических наук,
Новосибирский государственный педагогический университет,
доцент,
Новосибирск,
Россия


Автор в содержании статьи обращается к обоснованию актуальности исследования в педагогике проблемы становления культуры самовыражения будущих педагогов. Для этого на основании анализа работ по социальной философии, в статье представлен взгляд на современной общество, с имеющимися в нем противоречиями, позитивному разрешению которых способны содействовать педагоги, обладающие достаточным уровнем культуры самовыражения.

Ключевые слова: самовыражение, культура самовыражения, современное общество


Рассмотрим взгляд на человека, сложившийся в современной философии. Будем исходить из результатов, получаемых социальной философией и представленных в настоящее время в диссертационных исследованиях, например, Е. Е. Алтынкович [1], В. В. Домакова [5], А. А. Заморкина [6], Н. Д. Ильченко [7], А. П. Корякиной [9], Е. В. Снарской [12], Е. А. Ставицкой [13], Н. О. Хазиевой [14], К. В. Храмовой [15], А. В. Шаровской [16] и др.

В своих исследованиях В. В. Домаков [4; 5] называет современный мир «миром изменений». Автор указывает, что в нем эффективность жизнедеятельности общества возрастает при хорошо разработанной системе управления объект-субъектными отношениями, что наиболее ярко, на наш взгляд, проявляется в рамках системы образования. Ведь в ней педагоги профессионально решают названную задачу управления.

Кроме того, в основе жизнедеятельности общества должны лежать общечеловеческие ценности: общежитие, свобода, ответственность, равенство, справедливость, защита государством прав и свобод граждан. Отсюда мы можем сделать вывод, что они, отступив на второй план в ХХ веке, вновь становятся источником для определения цели образования. Они задают, определяют собой особенности, характеристики, которыми должно обладать самовыражение людей современности в частности, будущих педагогов, которые, демонстрируя особенности своего самовыражения и культуры самовыражения, подают пример, задают модели для подражания в самовыражении тем, с кем взаимодействуют в педагогическом процессе.

В. В. Домаков рассматривает «мир меняющейся эпохи», «условия бытия в мире изменений ХХI века» [4, с. 80], связанные с изменениями содержания, направленности, скорости. Эти параметры относятся и к сфере образования, пережившей в последние годы множество трансформаций содержания и направленности. В связи с чем становится явно заметны изменения в системе подготовки будущих педагогов, что положительно сказывается на включение в нее ориентации на становление их культуры самовыражения.

З. Бауман в еще большей степени подчеркивает эту характеристику современного общества: «Теперь мы переходим из эры заранее заданных «референтных групп» в эпоху «универсального сравнения», в которой цель усилий человека по строительству своей жизни безнадежно неопределенна, не задана заранее и может подвергнуться многочисленным и глубоким изменениям прежде, чем эти усилия достигнут своего подлинного завершения: то есть завершения жизни человека. В наши дни паттерны и конфигурации больше не заданы и тем более не самоочевидны; их слишком много, они сталкиваются друг с другом, и их предписания противоречат друг другу, так что все они в значительной мере лишены своей принуждающей, ограничивающей силы. Их характер изменился, и в соответствии с этим они реклассифицированы как пункты в списке индивидуальных задач. Вместо того чтобы служить предпосылкой стиля поведения и задавать рамки для определения жизненного курса, они следуют ему (следуют из него), формируются и изменяются под воздействием его изгибов и поворотов» [2, с. 13-14].

До определенной степени содействовать обретению человеком устойчивости в строительстве собственной жизни способны педагоги, но для этого уже в период получения образования им требуется обрести соответствующие знания, умения, навыки, компетенции.

Е. В. Снарская в своем исследовании пишет: «В обществе обнаруживается дефицит форм и пространств проявления индивидуальности, хотя … требуется выход на авансцену … индивида, способного взять ответственность, если не за общество, то за самого себя» [12, с. 3]. Научить этому способны педагоги, обладающие достаточным уровнем культуры самовыражения.

Названным автором обращается внимание на то, что в повседневности современного человека «реализуется проектность деятельности, осуществляется работа и проблематизация жизненных ситуаций, что может быть осуществлено только в деятельности индивида. В свою очередь, проектность, работа и проблематизация неизбежно включают в себя традиционализм, рецептурность, моменты нерефлективности, рутинизации, упрощения и т. п. как необходимые изначальные условия деятельности» [12, с. 8]. Следовательно, названное автором противоречие еще ждет своего разрешения.

Н. Д. Ильченко подчеркивает, что в современном обществе «для успешной социализации, личностного и профессионального роста человеку приходится взаимодействовать с возрастающим объемом информации, воспринимаемым через посредство многообразных каналов коммуникации. В связи с этим расширяются коммуникационные потребности людей, формируется новый уровень и качество информационно-коммуникационных способностей личности, совокупность которых может быть интерпретирована как конкретный тип “человека информационного”» [7, с. 3].

При этом автор определяет «человека информационного» как «совокупность информационно-коммуникационных качеств, возможностей и способностей человека, проявляемых им в рамках конкретного типа информационно-коммуникационной парадигмы» [7, с. 11]. Естественным следствием этого становится поиск новых способов, форм самовыражения и появления в культуре самовыражения педагога новых характеристик.

Е. Е. Алтынкович, рассматривая характеристики современной личности, также обращает внимание на формирующийся сейчас в обществе новый тип личности – «человека информационного», «сетевой личности с трансформирующейся сферой коммуникаций, глобальными и усложненными социальными взаимосвязями, культурой новых возможностей [1, с. 10-11].

А. А. Заморкин, исследуя современное общество, указывает на существование в нем виртуальной практики, ставшей неотъемлемой составляющей всех сфер жизни человека. При этом «культурно-трансляционные процессы ослабевают, инновации начинают превалировать над традициями, что не может не вести к снижению общественной значимости социокультурной коммуникации, следовательно, и к качественного регрессу социальных коммуникаций, фиксируемому в массовой культуре» [6, с. 7].

Известно, что трансляция культуры является одной из целей образования. Но, несмотря на ее декларирование еще в конце ХХ века, до настоящего времени процесс ее достижения, очевидно, требует к себе особого внимания, в частности, через подготовку будущих педагогов.

Названный автор также пишет: «В современном мире политический, экономический и даже научный успех в первую очередь зависят от образов, а не от реальных поступков и вещей. Необходимо признать, что сформированный образ оказывает большее воздействие на индивида, чем реальность. … в современном мире социальные роли потеряли былое могущество. В мире, где исполнение ролей и следование нормам переносится в виртуальную плоскость, социальные институты также становятся лишь образом, частью новой “игры образов”» [6, с. 8]. Значит, еще более актуальным является решение вопроса о том, какой должна быть цель современного образования.

«Сейчас Интернет перестает быть просто средством для обмена данными, а, фактически, становится упрощенной копией объективной реальности. Темпы развития этой новой реальности заметно опережают эволюцию объективного мира. Ведь своей мобильностью и гибкостью виртуальная реальность уступает лишь человеческому сознанию или скорости полета человеческой мысли. Любые мыслимые характеристики могут лечь в основу при формировании данной виртуальной модели действующей реальности, при этом скорость построения ее практически не ограничена. Пожалуй, именно это ее свойство стало самым важным и столь заманчивым для человека. Ведь каждый теперь имеет возможность создать свой собственный мир, конструировать свою реальность, основываясь лишь на своих желаниях и специфике своего восприятия, а не изменять себя, свою личность в попытках подстроиться под особенности окружающей его объективной действительности. Многие пользователи сети, настолько впечатленные своей новой властью, способностью хотя бы на время превратиться из творения в творца, начинают не просто использовать Интернет как удобное средство коммуникации, но и практически живут в созданной ими реальности» [6, с. 8-9].

В описанной ситуации одной из целей современного образования становится распространение самого себя в этот мир, эту реальность. Такой процесс активно идет с помощью, например, дистанционных форм получения образования и много другого, но это не является предметом нашего исследования. Нам более интересно, как станет проявлять себя, выражать себя человек, находящийся в реальном мире, насыщенном виртуальностью. Одним из ответов на этот вопрос служит следующая цитата социального философа ХХI века А. А. Заморкина: «Для индивида виртуальные коммуникации обеспечивают неограниченный круг общения, выполняя тем самым компенсаторную функцию, способствуя свободе самоидентификации. Риском для общества является трансляция упрощенных форм взаимодействия из виртуальной в социальную реальность. Анонимность и отсутствие контроля в виртуальной реальности провоцируют девиантное поведение индивидов как в виртуальной, так и социальной реальности. Негативные последствия виртуальных взаимодействий – оборотная сторона преимуществ виртуальности. В виртуальности наладить сильные связи между коммуникантами значительно проще, чем в реальном мире. Именно эта легкость для многих пользователей Сети превращает виртуальные коммуникации в наиболее притягательный способ взаимодействия. Процесс формирования сильных связей в виртуальном пространстве требует от человека гораздо меньше не только материальных, но и моральных затрат. А сформированные таким образом связи предполагают меньшие ограничения и ответственность, чем в реальной жизни. Уже сегодня заметная часть пользователей Сети предпочитают не затрачивать излишних усилий, несмотря на тот неоспоримый факт, что виртуальные отношения лишены многих достоинств, присущих реальным. Постепенно такие пользователи в своей жизни практически полностью ограничиваются лишь «виртуалом». Парадоксальный рост архаизации современного общества на фоне совершенствования технологий и коммуникаций вызывается, в том числе, и неконтролируемостью виртуального пространства, в эпоху глобализации становящегося фактором, непосредственно влияющим на жизнедеятельность всего человечества» [6, с. 10].

Из всего сказанного следует, что самовыражение в виртуальном мире, основанное на названных автором анонимности, частом отсутствии контроля, малых ограничениях и почти полном отсутствии ответственности, выходит за пределы этого мира и переносится на реальные взаимоотношения с людьми, обретая черты в той или иной степени девиантного поведения. Известно, что его преобладание способно разрушить сложившееся веками социально-культурное наследие любого общества.

Преодолеть сложившуюся ситуацию можно в условиях существующей системы образования, которая по-прежнему в подавляющем большинстве случаев строится на коммуникациях в реальном мире, благодаря чему способна соответствующим образом транслировать социальные и культурные ценности представителям подрастающего поколения (естественно, с учетом реалий времени). При этом, начинать желательно с подготовки будущих педагогов, способных и умеющих решать стоящую перед ними важную задачу содействия адаптации дошкольников, школьников, студентов к самовыражению и его специфике в современном информационном мире.

Подтверждение этой мысли находим у Н. О. Хазиевой считающей, что «виртуальные миры, как неотъемлемая часть жизни, принимают непосредственное участие в социализации человека» [14, с. 4]. Автор полагает, что, если у человека существуют сложности в социализации, возникшие в силу внешних или внутренних причин, он обращается за помощью к виртуальным мирам. «Время и пространство Постмодерна порождает особенные виртуальные миры. Взаимодействуя с наличной действительностью, они формируют личность, специфической чертой которой является асоциальность в различных ее проявлениях» [14, с. 10-11].

«Новые информационные технологии являются не просто инструментом для применения, но также процессами для развития, в силу чего в какой-то мере исчезает различие между пользователями и создателями. Таким образом, пользователи могут держать под контролем технологию, как, например, в случае с Интернетом. Отсюда следует новое соотношение между социальными процессами создания и обработки символов (культура общества) и способностью производить и распределять товары и услуги (производительные силы). Впервые в истории человеческая мысль прямо является производительной силой, а не просто определенным элементом производственной системы» [8, с. 12].

Важность решения поставленной задачи подчеркнем еще раз высказыванием Г. М. Маклюэна: «Люди мгновенно оказываются зачарованы любым расширением самих себя в любом материале, кроме них самих» [11, с. 24].

Следствием всего этого становится то, что «современный человек переживает не только кризис возможностей, но и духовный упадок, который характеризуется утратой цели, бытийных смыслов, потерей ценностных ориентиров, … переосмысливаются такие общечеловеческие духовные ценности, как нравственная добродетель, ответственность, счастье, красота, истина, свобода. Соответственно меняются не только отношения между людьми в обществе, но и сам человек, его способы постижения собственной сущности и представления об идеалах самостановления» [16, с. 3].

А. В. Шаровской отмечается ценностная противоречивость современного общества: «Воспринимая общие ценности как некую данность, человек, так или иначе, определяется с тем, что есть он сам (самосознание), что он делает в этом мире и как может выразить полноту своей личности» [16, с. 8].

В рамках обозначенной нами цели образования, состоящей в создании условий для становления культуры самовыражения личности, это означает, что в задачи педагога входит помочь растущему человеку сделать выбор в сторону положительных своих характеристик и приемлемых в культуре способов самовыражения, которые постепенно сложатся у него в культуру самовыражения. Это его личностное образование станет тем фундаментом, который не позволит «скатиться» к обществу с преобладающим девиантным поведением.

Еще одним подтверждением актуальности названной нами цели образования, является исследование К. В. Храмовой, в котором она пишет о формировании в современном мире сознания и самосознания людей в «условиях невиданных ранее неопределенностей и рисков, выступающих в качестве мощных индивидуализирующих сил. … Неустойчивость и противоречивость современного мира, порождают ситуацию постоянного выбора и принятия решений без опоры на опыт других людей или приобретенные знания. Личность осуществляет этот выбор сама, и средством адекватной самореализации является активизация ее самосознания, способствующая осмысленному отношению активного человека к своим возможностям, проектированию своего будущего» [15, с. 3].

«В то же время, трансформации традиционных социальных институтов (семейных, политических, экономических, образовательных и религиозных) в потере их авторитета и незыблемости, неспособности оставаться опорой и ориентиром человека, определять его жизненные цели и смыслы, подрывают веру человека в то, что он может как-то влиять на окружающий мир, и указывают на сложность обретения самого себя в этом мире» [15, с. 4]. В этой ситуации такой опорой может выступить система образования как социальный институт и «проводник» обретения человеком определенных личностных качестве и характеристик, в частности, культуры самовыражения.

Веком поглощения процессами симуляции всех сфер жизни человека называет современность А. П. Корякина в своем диссертационном исследовании [9]. «В наши дни грань между подлинным и неподлинным становится все более неуловимой, что не может не приводить к нежелательным последствиям, способным до неузнаваемости изменить современного человека» [9, с. 3]. С неизбежностью это коснется и особенностей его самовыражения, и складывающихся из них особенностей его культуры самовыражения, которая может приобрести негативные характеристики. Автор указывает на то, что социокультурное пространство первых десятилетий ХХI века становится насквозь симулированным, т. к. постоянно находится под воздействием процессов виртуализации, в которой сделан акцент «на поверхностность, т. к. смыслы могут беспрепятственно кочевать лишь в отсутствие глубины, которая вносит иерархический порядок и скрывает в себе некую объективную истину, заслоненную явлениями поверхности» [9, с. 10].

«Каждый человек сегодня вынужден думать не только о повседневном выживании, осмысливая постоянно возникающие риски, но и о необходимости самостоятельно определять горизонты и рамки, в которых он должен самостоятельно строить свою жизнь и деятельность» [10, с. 4].

Е. А. Ставицкая [13] указывает на то, что многие авторы, исследующие с философской точки зрения общество первых двух десятилетий ХХI века, пишут о бездуховности, торжестве посредственности, присущих ему. «Проблема … в том, что в информационном обществе человек имеет дело не с природой и техникой как прежде, а с социальным миром как средоточием его интересов, с другими людьми, во взаимодействии с которыми он реализует себя» [3, с. 4]. Следовательно, проблема взаимодействия в виртуальном мире, как и в реальном, оказывается зависимой от особенностей самовыражения человека, его культуры самовыражения, подчеркивая важность сформулированной нами цели образования.

«В электронную эпоху феномен отчуждения проявляется как в двойственности человеческой сущности и характере социальных взаимоотношений, так и в утрате управления над продуктами своей деятельности. Отчуждение в информационном обществе ведет к аксиологическим рискам, связанным с потерей «аутентичности» личности и разделением ее на две «сущности»: исконно антропологическую и ролевую, которая как инородная сила разрушает ценность и смысл реальности бытия современного человека, его самореализации» [1, с. 11], его самовыражения.

Поэтому названная выше цель современного образования является актуальной, ее решение, исходя из указанных в изложенном материале причин, востребовано обществом и становится одним из направлений развития теории и практики педагогики.


Cписок литературы:

  1. 1. Алтынкович Е. Е. Динамика культурных ценностей личности в информационном обществе: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 2016. – 26 с.
  2. 2. Бауман З. Текучая современность. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
  3. 3. Бун М. З. Образовательные стратегии переходного общества: дисс. … канд. филос. наук. – СПб., 2015. – 208 с.
  4. 4. Домаков В. В. Философия управления социально-экономической сферой в условиях изменений бытия XXI века. – СПб.: Стратегия будущего 2013. – 257 с.
  5. 5. Домаков В. В. Философия теории управления социально-экономической сферой в «мире изменений» XXI века: автореф. дисс. … докт. филос. наук. – СПб., 2013. – 37 с.
  6. 6. Заморкин А. А. Виртуальные коммуникации как социокультурный феномен современности: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Ставрополь, 2014. – 23 с.
  7. 7. Ильченко Д. Н. Информационно-коммуникационная революция как фактор формирования «человека информационного»: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 2014. – 24 с.
  8. 8. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У-Фактория, 2004. – 68 с.
  9. 9. Корякина А. П. Проблема подлинности в контексте философии постмодернизма: виртуализация бытия: дисс. … канд. филос. наук. – Киров, 2014. – 215 с.
  10. 10. Ланганс Е. Г. Самоопределение как способ бытия человеком в современную кризисную эпоху: дисс. … канд. филос. наук. – Челябинск, 2014. – 173 с.
  11. 11. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. –М.; Жуковский «Канон-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с.
  12. 12. Снарская Е. В. Человек в контексте повседневности: от масс к индивиду: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Казань 2014. – 23 с.
  13. 13. Ставицкая Е. А. «Экология культуры» в отечественной культурологической мысли ХХ-ХХI вв: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 2015. – 24 с.
  14. 14. Хазиева Н. О. Виртуальная реальность как пространство социализации (социально-философский анализ проблемы): автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Казань, 2014. – 19 с.
  15. 15. Храмова К. В. Самосознание личности в обществе риска: автореф. дисс. … докт. филос. наук. – Уфа, 2014. – 43 с.
  16. 16. Шаровская А. В. Самоактуализация личности в условиях общества потребления: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Саранск, 2014. – 23 с.