Ссылка на источник:
Майданевич Т. Л. Роль дисциплины «фортепианный ансамбль» в воспитании пианистов // Инновации в науке и образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 30 мая 2017 г.). – Новосибирск: OOO «ЦСРНИ», 2017. - C. 54-59.


РОЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ «ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ» В ВОСПИТАНИИ ПИАНИСТОВ


Тамара Леонидовна Майданевич


МГИК,
Старший преподаватель,
г. Москва,
Россия


Статья посвящена проблеме преподавания дисциплины фортепианный ансамбль. В ней описаны основные вопросы, связанные с изучением репертуара и, в дальнейшем, концертным исполнительством. Автор уделяет внимание специфике ансамбля в 4 руки и для двух фортепиано, описывает примерные требования, предъявляемые к студентам во время освоения данной дисциплины

Ключевые слова: фортепианный ансамбль, дуэт, дисциплина, преподавание, исполнитель, пианист.


THE ROLE OF THE DISCIPLINE "PIANO ENSEMBLE" IN PIANIST EDUCATION


T. L. Maydanevich


The article is devoted to the problem of teaching the discipline of the piano ensemble. It describes the main issues related to the study of the repertoire and concert performance. The author pays attention to the specifics of the ensemble in 4 hands and for two pianofortes, describes the approximate requirements for students during the development of this discipline.

Keywords: piano ensemble, duet, discipline, teaching, performer, pianist.


Жанр фортепианного ансамбля в последние годы набирает все большую популярность как в России, так и за ее пределами. Недаром известные современные солисты-пианисты объединяются в дуэты (например, М. Аргерих-М. Плетнев, Н. Петров-А. Гиндин, А. Гугнин-В.Холоденко, В. Руденко-Н. Луганский и др.), наследуя исполнительские традиции, заложенные Е. Сорокиной – А. Бахчиевым, сестрами Ю. и Г. Туркиными, братьями А. и М. Готлиб. Возросший интерес к этому жанру связан как с появлением большого количества современных произведений, написанных специально для такого состава, так и с большим количеством международных и всероссийских конкурсов фортепианных дуэтов, в том числе детских и юношеских.

Фортепианный ансамбль как самостоятельная дисциплина входит в систему среднего и высшего профессионального образования. Данный предмет помогает шире охватить фортепианный репертуар, т. к. помимо оригинальной литературы и концертных транскрипций существует множество переложений симфоний, опер, балетов, квартетов и т. д. Это в большой степени влияет на интеллектуальное развитие студентов, помогает накоплению их слухового багажа. Исполнение переложений оркестровой литературы предполагает имитацию звучания на фортепиано струнных и духовых инструментов. Создание собственной интерпретации симфонических произведений «дает более глубокое понимание музыки, тем самым способствуя достижению музыкальной зрелости», считает В. Самолетов [3, с. 5]. Впоследствии, такой опыт оказывается очень полезным для концертмейстеров, работающих в классах хорового и оркестрового дирижирования, а также для педагога-пианиста, ведь каждый раз, аккомпанируя концерт, педагог сам становится участником дуэта.

Несправедлив тот факт, что в некоторых вузах эта дисциплина либо отсутствует полностью, либо входит в часть предмета «камерный ансамбль» (факультативно). Но даже в тех вузах, где фортепианный ансамбль присутствует, он ограничен всего двумя семестрами. Этого времени крайне мало для того, чтобы изучить произведения разных эпох (от барокко до современности), оригинальные сочинения и транскрипции, а также опробовать разные составы, написанные как для одного фортепиано в четыре руки, так и для двух фортепиано. Важно, что изучение требуемого репертуара для подготовки к конкурсам осуществляется практически полностью в дополнительные часы, не предусмотренные учебным планом.

Обычно в учебный план каждого дуэта включается минимум 4 произведения, в т. ч. крупная форма, полифонические сочинения и концертные пьесы, которые должны быть исполнены на зачетах или экзаменах, а также на классных концертах. Концертные выступления дуэтов являются сильной мотивацией для студентов, способствуя раскрытию их творческого потенциала. Как утверждает известный педагог и исполнитель А. Готлиб: «В процессе концертного исполнения необходимость поддержать партнера или повести его за собой пробуждают в участнике ансамбля энергию и инициативу» [2, с. 13]. В этой связи видится крайне необходимым предоставлять студентам возможность неоднократных выступлений на различных мероприятиях.

Неотъемлемой частью работы над любым произведением является этап разбора, в рамках которого целесообразны занятия педагога индивидуально с каждым студентом. К основным задачам такой работы относятся: преодоление технических трудностей, выявление особенностей аппликатуры, деталей текста, изучение партии другого ансамблиста. К примеру, известный педагог и исполнитель К. Аджемов советует «поручать исполнителю первой партии играть вторую партию и наоборот (пусть в виде своеобразного чтения с листа). Это способствует углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения» [1, с. 99].

На уроках фортепианного ансамбля формируется множество навыков. Один из основных – чтение с листа, которым обычно большинство студентов владеет в недостаточной степени. В классе ансамбля этот вид деятельности усложняется, т. к. помимо своей партии нужно контролировать партию партнера и учиться читать сразу четыре строчки клавира (в сочинениях для двух фортепиано). Подобная работа «не только повышает профессиональный пианистический уровень, но и эффективно воздействует на художественно-эстетическое развитие студентов», утверждает В. Самолетов [3, с. 5].

В процессе обучения педагогу следует прививать студентам и другие навыки, которые пригодятся им впоследствии в других видах ансамбля:

- умение слышать как целостное звучание ансамбля, так и звучание только своей партии, тем самым выстраивая общий динамический баланс;

- умение добиваться (в случае необходимости) единства штрихов, педализации, звукоизвлечения, динамических оттенков и т. д.;

- умение держать единый темп;

- умение раскрыть художественный замысел, воплощая его в процессе исполнения.

Вышеупомянутые навыки должны быть направлены на достижение главной цели, которая является еще и показателем качества любого ансамбля, – это синхронность звучания. По утверждению А. Готлиба «под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами единого темпа и ритмического пульса» [3, с. 22]. Поэтому каждый фортепианный ансамбль в процессе занятий должен выработать собственный комплекс дирижерских жестов, включающий в себя взятие и снятие звука, ауфтакты и т. п.

Поскольку зачастую исполнитель первой партии показывает перечисленные жесты, педагогу следует давать студентам разные партии в ансамбле, чтобы каждый участник дуэта мог почувствовать себя в роли дирижера. Большую сложность представляют собой исполнение синкоп, затактов, которые требуют особую отработанность жестов. Для синхронного вступления большое значение имеет ауфтакт, взятый в нужном темпе. Следует упомянуть о паузах, нередко встречающихся в ансамблевой литературе, где важно добиться единой пульсации более мелкими нотами у обоих исполнителей (например, в Увертюре к опере «Волшебная флейта» В. Моцарта-Ф. Бузони).

Немалую техническую трудность в исполнении для ансамблистов представляют синхронные пассажи, которые часто встречаются в виртуозных произведениях, и в частности, в сюитах Рахманинова. Специфику работы над ними описывает А. Готлиб: «Индивидуальная работа может предшествовать или сопутствовать общим репетициям, но координация приемов и коллективная их отработка являются непременным этапом преодоления такого рода пассажных трудностей ансамблевого произведения» [2, с. 13].

В классе фортепианного ансамбля, наряду с литературой для двух фортепиано, целесообразно изучать сочинения, предназначенные для четырехручного исполнения на одном инструменте.

Игра в четыре руки на одном фортепиано и на двух роялях при всей схожести имеет принципиальные отличия. Затронем основные из них.

1. Репертуар.

Как отмечает Е. Сорокина, «произведения для двух фортепиано тяготеют к виртуозности, концертности, сочинения же для четырехручного дуэта – к стилю камерного музицирования» [4, с. 4]. Не случайно, Ф. Лист писал произведения исключительно для двух фортепиано, а Ф. Шуберт – наоборот, только для одного фортепиано в четыре руки, его произведения «полны трепетным дыханием камерного интимного музицирования», считает Е. Сорокина [4, с. 4].

2. Фактура.

Различия в объеме звучания, усложнении фактуры, больших возможностях голосоведения, многоплановости развития материала. При игре на одном рояле каждый пианист имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры, а значит, ограничивается свобода движений каждого исполнителя. По мнению Е. Г. Сорокиной, «близкое соседство пианистов за одной клавиатурой способствует их внутреннему единству и сопереживанию» [4, с. 4].

При исполнении сочинений в четыре руки большое значение играет умение вовремя переворачивать страницы, т. к. переворот выполняет один участник ансамбля. Этому аспекту необходимо уделять внимание как во время классных занятий, так и во время домашних. Кроме того, в таком ансамбле интересную особенность представляет собой педализация, поскольку исполнитель второй партии зачастую педализирует в собственной паузе (например, в сонате Бетховена op.6, 1ч.).

Круг обозначенных вопросов говорит о необходимости работы студентов, как самостоятельной, так и совместной, систематических занятий с педагогом, направленных на максимальное сближение исполнительского уровня двух разных пианистов и воплощение продуманной и целостной интерпретации. Полученные в процессе обучения навыки исполнительства, будут полезными и в другом виде ансамбля – камерном. Все это способствует полноценному формированию личности молодого музыканта-пианиста, нередко открывая яркие стороны его дарования.


Cписок литературы:

  1. 1. Аджемов К. Избранные сочинения Клода Дебюсси в классе камерного и фортепианного ансамбля // Камерный ансамбль // сост. К. Аджемов. – М., «Музыка», 1979. –168с.
  2. 2. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. – М.: Музыка, 1971. – 94 с.
  3. 3. Самолетов В. П. Фортепианный ансамбль, программа для фортепианных факультетов музыкальных вузов. – М., ГМИИ им. Гнесиных, 1988. –21 с.
  4. 4. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. – М.: Музыка, 1988. – 319 с.