Ссылка на источник:
Омельченко Е. А. Сущностная характеристика понятия «самореализация» в научной литературе // Инновации в науке и образовании: материалы V Всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 30 мая 2017 г.). – Новосибирск: OOO «ЦСРНИ», 2017. - C. 63-96.


СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ «САМОРЕАЛИЗАЦИЯ» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ


Елизавета Александровна Омельченко


кандидат педагогических наук,
Новосибирский государственный педагогический университет,
доцент,
Новосибирск,
Россия


В статье представлен обзор сведений, имеющихся в научной литературе о самореализации личности. Проанализированы и обобщены взгляды на самореализацию, сложившиеся в настоящее время. Описана связь самореализации со сходными понятиями, в частности, с самоактуализацией. Охарактеризовано содержание самореализации, ее свойства, механизмы, модели. Приводятся условия, способствующие продуктивности самореализации, ее уровни, критерии и показатели.

Ключевые слова: самореализация, самореализация личности, сущность понятия.


THE ESSENTIAL CHARACTERISTIC OF THE CONCEPT OF "SELF-REALIZATION" IN SCIENTIFIC LITERATURE


E. A. Omelchenko


The article provides an overview of the information available in the scientific literature about the self-realization of the individual. Analyzed and summarized the views of self-realization, established at the moment. Described the relationship between self-realization and similar concepts, particular, with self-actualization. Characterized the content of self-realization, its properties, mechanisms, models. The article opened the conditions contributing to productivity of self-realization, its levels, criteria and indicators.

Keywords: self-realization, self-realization of the personality, the essence of the concept.


Р. Р. Исмагиловой доказано, что самореализация способствует личностному развитию, формированию предпочитаемого образа жизни.

В зарубежной науке проблема самореализации является предметом анализа разных психологических школ и направлений. Больше всего в разработку данной проблемы внесли вклад представители гуманистической школы Ш. Бюллер, А. Маслоу, К. Роджерс и др.

В отечественной науке проблема самореализации начала активно изучаться во второй половине ХХ века. К настоящему моменту о самореализации сложились следующие представления:

– это социальная активность личности (Б. Г. Ананьев, Л. А. Коростылева, И. С. Кон, А. Щюц, Е. И. Ярославцева);

– это потребность субъекта в отдельных видах деятельности (В. С. Агапов, Б. П. Белинская, Ю. Н. Давыдов, И. И. Дубинин, О. А. Конопкин, В. И. Моросанова);

– это становление личности (С. М. Белозеров, Л. И. Божович, Е. И. Кукушкина, Л. Н. Куликова, В. Ф. Сафин, Е. В. Якимова);

– это целостная система выдвижения целей поведения, деятельности и целостная система управления их достижением (Н. Т. Абрамова, А. Н. Аверьянов, Г. С. Баранов, А. В. Брушлинский, Н. П. Медведев, С. Р. Пантилеев, Г. А. Саймон);

– это саморазвитие (Д. И. Фельдштейн);

– это самовыражение (Н. Б. Крылова, Е. В. Селезнева);

– это свойство (Б. Г. Ананьев);

– это процесс (К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, Д. А. Леонтьев, И. Д. Егорычева);

– это системное личностное образование (Э. В. Галажинский, Л. А. Коростылева, С. И. Кудинов, Е. А. Никитина);

– исследована структура самореализации, ее общие и возрастные закономерности (Р. Берне, Б. С. Братусь, А. В. Брушлинский, А. А. Гусейнов, Б. А. Душков, Л. И. Иванько, И. С. Кон, Л. А. Коростылева, М. Б. Кунявский, А. Н. Леонтьев, А. М. Логвинов, А. Маслоу, В. Б. Моин, Ф. Райс);

– выявлены механизмы самореализации как деятельности, как взаимосвязи динамического, структурно-функционального, содержательного, личностного аспектов самореализации (Д. А. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Э. В. Цветков);

– установлена соотнесенность самореализации с социальными ценностями и нормами культуры, выступающими регуляторами социального поведения и социального развития (В. В. Выборнова, М. И. Кныш, В. С. Магун, Н. Н. Федотова, В. А. Ядов).

Вызывает интерес вопрос о причинах интереса к феномену самореализации во второй половине ХХ века и его сохранение до настоящего времени. Одним из ответов может служить то, что в этот исторический период происходила и все еще происходит смена типа научной рациональности.

В. С. Степиным представлены исторические типы научной рациональности – классический, неклассический, постнеклассический [46; 47].

«Человек, придерживающийся идеалов классической рациональности, видит только состоявшийся процесс … «что есть», что уже стало, существует как факт. … На этапе неклассического развития науки основной характеристикой мышления ученого является то, что он начинает обращать внимание … и на становящееся. Постнеклассическая наука характеризуется возникновением такого типа научной рациональности, который:

– объединяет науки о природе и науки о духе;

– в зависимости от исследовательских задач одна и та же реальность может выступать предметом освоения посредством разных типов рациональности;

– решающее значение приобретают культурные и ценностно-смысловые контексты, с которыми субъект соотносит познаваемую и понимаемую реальность» [49, с. 31-32].

В соответствии с ними, на основании работ О. Г. Хмелевой, мы описали характеристики современного образования (см. табл. 1).

Таблица 1 – Образование в свете разных типов научной рациональности

Парадигма науки

Задача исследователя

Эмпирическая модель образования

Классическая

Открыть, описать, объяснить то, что есть

Задача педагога – быть транслятором культуры, «передатчиком знаний».
Задача ученика – быть пассивным реципиентом, которому нужно запомнить и заучить знания

Неклассическая

Внимание на становящееся, а не только на ставшее

Задача педагога – привлечь внимание обучающихся на анализ ставшего.
Преподаватель – фасилитатор, который помогает студентам осмыслить учение. Значим учет субъективной позиции обучающегося.
Студенты осмысливают структурные и функциональные связи внутри изучаемой науки

Постнеклассическая

Рост рефлексии ученых над ценностями и смысловыми контекстами человеческого бытия. «Становление является главной характеристикой постнеклассики» [49, с. 32]

«Цель профессионально-педагогического образования – подготовить высококвалифицированного педагога, личность, заинтересованную в самоизменении, обладающую потребностью в саморазвитии и способную создавать общественно значимые продукты собственной профессиональной деятельности.
Преподаватель – не транслятор образовательной технологии, не просто знакомит студентов с идеалами классической педагогики, он организует акт раскрытия иной значимости педагогики в сознании субъекта.
Студент выбирает особые, значимые только для него элементы педагогической науки, которые способны вписаться и соответствуют ценностно-смысловым координатам его жизненного мира, становятся личностно-значимыми для него и обретают свое место в нем» [49, с. 32-33].
Главная задача преподавателя в том, чтобы будущие педагоги расширили свою профессиональную картину мира, упорядочили ее, создали в ней новые измерения.
В результате такой профессиональной подготовки студентам необходимо создать свою педагогику. Только в этом случае деятельность педагога может быть качественной, осмысленной, продуктивной. «Человек, пропустивший через свою душу то, что он создает (свою педагогику), является истинным творцом своего дела» [49, с. 33].

О. Н. Чучаловой показаны особенности рассмотрения самореализации в классической, неклассической, постнеклассической парадигмах науки.

В классической науке она не изучалась, т. к. еще не существовало соответствующих возможностей, в частности, в психологии «самореализацию, ее механизмы невозможно изучать в терминах адаптации» [53, с. 9].

В неклассической науке с появлением концепта «само» феномен самореализации стал активно изучаться.

В постнеклассической науке самореализация изучается в теории психологических систем, где человек – самоорганизующаяся система (такая, которая сама порождает новообразования и опирается на них в своем самодвижении). В этом смысле самореализация – форма самоорганизации человека как открытой психологической системы.

Отметим, что термин «самореализация» в отечественной и зарубежной научной литературе стал использоваться в разное время. Так, за рубежом он впервые приводится в словаре по философии и психологии, изданном в 1902 г. в Лондоне: «Самореализация – осуществление возможностей развития Я». В отечественной психологии он впервые встречается в работах Б. Д. Парыгина в 80-х годах XX века. За прошедший период времени описано множество вариантов понимания данного феномена. Приведем обзор основных из них, поместив в таблицу 2 соответствующие определения с указанием авторов определений и источника, из которого оно взято.

Таблица 2 – Определения понятия «самореализация»

Определения понятия «самореализация»

Автор и ссылка на источник

род

видовые отличия

 

Практическое осуществление человеком

1) задатков, способностей, дарований, черт характера;
2) через социальные сферы деятельности;
3) с пользой для себя, коллектива, общества

Г. К. Чернявская [51], В. И. Чирков [52, с. 131]

Осуществление себя

в жизни и повседневной деятельности

Л. А. Коростылева [20, с. 52]

Осуществление возможностей развития Я

1) посредством собственных усилий;

2) посредством сотворчества с другими людьми, социумом и миром в целом;

3) посредством содеятельности с другими людьми, социумом и миром в целом» [20, с. 8-9].

Поиск и утверждение

1) своего пути в мире;
2) своих ценностей и смысла существования;
3) в каждый данный момент времени

 Процесс

1) развертывающийся под действием противоречий личности;

2) имеющий разные ступени своего становления и развития

В. И. Мулер [35, с. 10]

 Процесс опредмечивания  сущностных сил личности

1) осознанный, полный, свободный;
2) происходит в ходе многообразной жизнедеятельности личности

Раскрытие

1) в деятельности;

2) сущностных сил человека

Л. А. Цырева
[50]

 Процесс

1) целенаправленного, сознательного раскрытия сущностных сил человека (желания, стремления, ценностные ориентации, потенциальные возможности и способности, физические и психологические качества);
2) основан на их адекватном самопознании и самооценке

М. Г. Квитков [18, с. 5]

Процесс

выявления, осмысления и осуществления личностью своих потенциальных позитивных возможностей

С. П. Свидерская [42, с. 12]

Процесс

1) процессуальность и результативность реализации целевых установок;

2) установки порождены сформированным самосознанием в ракурсе выбранной самоидентификации

Ю. Н. Ворожко
[10, с. 14]

 Процесс

1) социально-индивидуальный;

2) осознанного целеполагающего опредмечивания сущностных сил;

3) на основе жизнедеятельности данного конкретного человека

 

А. К. Исаев
[16]

 Процесс

1) достижения личностью практических результатов;

2) результаты в деятельности или поведении;

3) за счет реализации поставленных целей

А. А. Мишин
[25, с. 154]

Процесс и результат

1) использования человеком своих способностей;
2) выполнение своего жизненного предназначения

Г. К. Селевко,
А. Г. Селевко,
О. Г. Левина [44]

Деятельность, поступки

В избранных направлениях по реализации своих способностей

Г. К. Селевко,
А. Г. Селевко,
О. Г. Левина [44]

Сознательная активность зрелого субъекта

1) направлена на реализацию внутренних потребностей;
2) направлена на реализацию личностного потенциала во внешней сфере жизнедеятельности

Р. Р. Исмагилова [17, с. 8]

Активность

1) удовлетворяющая человека;
2) реализуется в значимых для него сферах жизнедеятельности и отношений

А. В. Мудрик [34, с. 13]

Раскрытие всех аспектов личности

1) сбалансированное;
2) гармоничное

Dictionary of psychological and psychanalytical terms
[56, с. 488]

Развитие

генетических и личностных возможностей

 Состояние

1) удовлетворенности;

2) ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была часть жизни

Л. А. Коростылева [20, с. 52]

Результат

уровень личностного развития по критерию «успех-неуспех»

Итог

осмысление цельных временных отрезков жизненного пути

Совокупность инструментально-стилевых и мотивационно-смысловых характеристик

1) обеспечивающих постоянство стремлений;
2) готовность к самовыражению личности в профессионально-личностных сферах жизнедеятельности и в процессе онтогенеза

В. В. Ягодкина
[55, с. 15]

Характеристики

– объективное восприятие действительности;
– свобода от стереотипов;
– свежесть восприятия;
– безусловность принятия себя и других;
– спонтанность и простота;
– склонность к одиночеству, самоуглублению;
– ориентация на дело;
– ощущение общности с человечеством;
– нонконформизм, независимость от мнения окружающих;
– способность устанавливать прочные, глубокие отношения;
– высокие внутренние моральные нормы;
– критическое восприятие культуры, стремление ее усовершенствовать;
– творческий подход;
– «философское» чувство юмора;
– способность испытывать пиковые переживания

А. Г. Маслоу
[31]

Характеристики

– открытость опыту;
– стремление жить настоящим;
– эмпирическая свобода;
– доверие к своему организму;
– креативность

К. Роджерс
[41]

Интегральная характеристика личности

1) является результатом процессов познавательной, коммуникативной и др. видов деятельности;
2) обеспечивает развитие мотивационных ценностей, самостоятельности, удовлетворенности достигнутыми результатами

С. А. Аристархова
[5; 6]

Комплексное психологическое разноуровневое образование

1) включающее в структурную организацию совокупность инструментально-стилевых и когнитивно-смысловых составляющих;
2) составляющие обеспечивают успешность самовыражения личности в деятельности, общении и познании

Н. П. Авдеев [1, с. 9]

Системное психологическое образование

1) включает совокупность адаптационных, субъектных личностных характеристик;
2) характеристики обеспечивают постоянство стремлений, готовность студента к самовыражению в различных сферах развивающей среды вуза

Е. В. Гущина [12]

Комплексное психологическое образование

1) детерминировано природными и социально-психологическими условиями и факторами;
2) они обеспечивают специфичность самовыражения личности в разных сферах жизнедеятельности и на разных этапах онтогенеза

К. В. Архипочкина [7, с. 10]

Форма

1) проявления самоорганизации и самораскрытия человека;
2) человек – открытая психологическая система

Э. В. Галажинский [11]

Потребность

базовая, социальная

Е. В. Федосенко [40]

Потребность

1) быть уникальной индивидуальностью;
2) вносить свой посильный вклад в общечеловеческую и общенациональную культуру в отведенном для ее жизни пространстве и времени

Б. Д. Парыгин [37]

Потребность

1) строить совокупность своих внешних взаимодействий с миром;
2) осуществлять свои возможности;
3) прожить достойную жизнь;
4) достичь того, чего достоин по своим критериям

К. А. Абульханова-Славская
[2]

Стремление

1) наиболее полно проявить свои способности, потенциал;
2) претворить их в процессе продуктивной деятельности

Н. Б. Крылова [25]

Исходя из материала табл. 2, отметим, что исследователи рассматривают самореализацию как:

– практическое осуществление себя (процесс реализации человеком своего жизненного назначения, своих сущностных сил [36]);

– процесс (последовательная смена явлений, состояний, стадий в развитии чего-нибудь [39]);

– деятельность (специфически человеческая регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность, порождаемая потребностью [13]);

– развитие (процесс становления человека, приобретения им в социокультурной среде в ходе совместной деятельности и обучения индивидуальных и общих социальных качеств личностных характеристик [14]);

– активность (характеристика организма, рассматриваемая как источник преобразования или поддержания им жизненно значимых связей с окружающим миром [4]).

Отсюда следует вывод об изучении самореализации «в динамике», с присущими ее протеканию особенностями (см. рис. 1).

Кроме того, самореализацию изучают как:

– состояние человека (удовлетворенность достигнутым, ощущение счастья);

– результат, итог (воплощение активности человека в определенных продуктах);

– психологическое образование (набор относительно устойчивых характеристик человека – личностно-смысловых, мотивационно-потребностных, инструментальных, эмоционально-волевых, рефлексивно-оценочных);

– потребность, стремление (внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо).

Значит, самореализацию изучают «в статике» как определенный относительно устойчивый набор характеристик личности (см. рис. 1).

Рисунок
Рисунок 1 – Понимание самореализации в современной науке

К. В. Архипочкиной показано, что с психологической точки зрения самореализация может быть рассмотрена на индивидуальном и личностном уровнях. На первом она «раскрывается через свойства нервной системы и темперамента субъекта и проявляется в активности, эмоциональности и саморегуляции. На личностном – выражается через систему ценностей, мотивационно-потребностные образования, когнитивный потенциал и рефлексивно-оценочную составляющие» [7, с. 13].

Кроме взглядов, представленных в таблице 2, самореализацию рассматривают в широком и узком смыслах. В первом случае это «механизм и ресурс развития и самосохранения личности и общества в системе определения и решения задач продуктивного самовыражения и продуцирования конкурентоспособных товаров и услуг, обеспечивающих надлежащий уровень социальных отношений в модели культуры и образования» [43].

В узком смысле самореализация – «процесс верификации качества постановки и решения задач саморазвития и самоутверждения личности в модели детерминации и оптимизации целеполагания и продуктивного решения поставленных задач, специфически предопределяет качество включения личности в социальное пространство, востребованность личности и ее конкурентоспособность» [43].

«Самореализация в локальном смысле – процедура верификации условий и возможностей самостоятельной постановки и решения определенных личностью целей и задач, специфически предопределяющих возможности развития личности и социальных отношений, корректирующий способность к самоорганизации и самосохранению в антропосфере и ноосфере» [43].

«Самореализация в унифицированном смысле – педагогический конструкт, верифицирующий истинность акмеверифицированного поиска личности в модели деятельности и общения, определяемых в направлениях «образование», «наука», «культура», «спорт», «искусство» и пр., гарантирующих продуцирование идеальных и материальных средств, конкурентоспособность и жизнеспособность которых оправданы персонифицированными и социальными особенностями развития» [43].

По мнению О. А. Милинис, понятие «самореализация» целесообразно рассматривать «в единстве содержательных и процессуальных аспектов, отражающих проявление способностей личности, заложенных в субъектности» [32, с. 32]

Для нас значимо, что самореализация предполагает трансформацию способностей, замыслов, установок человека (его внутреннего содержания) в поведение.

Обобщая сказанное и исходя из приведенных размышлений, считаем целесообразным использовать в дальнейшем взгляд на самореализацию как на процесс и на единство характеристик человека (см. рис. 2). Благодаря этому появляется возможность изучать протекание изменений самореализации личности под действием различных факторов и отслеживать их уровень через описание перечисленных выше характеристик человека.

Рисунок
Рисунок 2 – Взгляды на самореализацию

По мнению Л. А. Коростылевой, с которым мы согласны, самореализация – не только процесс, но и результат, который может быть представлен в материальном или личностном плане (наличие определенных психологических свойств и качеств).

Взгляды авторов на самореализацию объединяет то, что они объясняют ее как сложное многомерное образование, отправной точкой которой является внутренняя детерминация стремления к самовыражению.

По обоснованному мнению М. Г. Квиткова, потребность в самовыражении является предпосылкой самореализации, а «самовыражение – важнейшим ее аспектом» [18, с. 12].

«Идеальный случай самореализации предполагает соответствие максимума самовыражения с максимумом самоутверждения, при котором наблюдается адекватность оценки результатов творческой самореализации, как со стороны самого субъекта, так и со стороны социокультурного пространства» [10, с. 11].

Л. А. Коростылева показала, что в психологии самореализацию связывают с самопроектированием (представление о том, каким человек хочет видеть себя в будущем), самоуправлением и самоорганизацией, относящейся к области синергетики. «Эффект самоорганизации заключается в самопроизвольном, спонтанном образовании упорядоченных структур в неупорядоченных стохастических системах» [20, с. 16].

«Самоорганизация ... выступает способом саморазвертывания и самореализации меры совершенствования личности. Предопределение есть одна из форм самоорганизации, а сам жизненный путь является самоорганизующейся системой, в которой роль самоорганизующихся центров играют судьбоносные черты. Специфика этой системы в том, что центр ее самоорганизации − человек, он, перемещаясь во времени, сохраняет вместе с тем содержание пройденного жизненного пути в виде жизненного опыта, влияющего и на степень самосовершенствования личности и выступающего как новый судьбоносный фактор, в самореализации личности» [24, с. 131].

Близким к самореализации является термин «самоактуализация», который берет свое начало в гуманистической психологии. «Тенденция актуализации – свойственная организму тенденция развивать свои способности, чтобы сохранить, развить личность» [57, с. 196].

Термин самореализация более общее понятие по отношению к самоактуализации.

При дифференциации смысла понятий «самоактуализация» и «самореализация» мы опирались на сведения, представленные В. В. Ковровым [19]. Автор в качестве их сходств подчеркивает то, что они являются проявлениями активности личности, но «первая из них имеет побудительный характер, а вторая по характеру исполнительно-результативная» [19, с. 129]. В его работах показано, что самоактуализация – составная часть процесса самореализации.

По мнению Р. Р. Исмагиловой, «самоактуализация – непреодолимое стремление личности реализовать себя в том, что является архиважным … » [17, с. 9].

Самоактуализация во многих работах по психологии выступает как этап в структуре самореализации (Е. В. Гущина, В. В. Ковров и др.). Е. В. Гущина [12] подчеркивает, что самоактуализация характеризует направленность личности и связана с мотивационной сферой деятельности.

Н. В. Водяновой показано, что «значимым отличием понятия самореализации от других, связанных с проявлениями человеческого Я (самоактуализации, самоутвержде¬ния, самовыражения), является ее направленность на личностно-ориентированное опредмечивание сущностных сил человека. Самореализация – это раскрытие и использование каждым человеком своего личностного потен¬циала, своего Я через ту или иную деятельность посредством собственных уси¬лий и сотворчества с другими людьми. Самореализация сопряжена с бесконеч¬ным поиском себя, всегда связана со стремлением к самосовершенствованию, предполагает некий продукт, не обязательно имеющий материальную форму» [9, с. 8].

Самореализацию, самоактуализацию, самоопределение можно рассматривать как характеристики этапов личностного развития:

«I этап – познавательный (самосознание);

II этап – ориентационный (самоактуализация, самоопределение);

III этап – исполнительский (самореализация)» [17, с. 9].

«Движущая сила стремления к самоорганизации – целеустремленная активность, которая выводит человека из состояния гомеостатического равновесия и порождает необходимость постоянной самореализации, которая обретается в ходе работы по преодолению себя, выходу за пределы собственного Я в социокультурном пространстве» [45, с. 12].

Содержание самореализации обусловлено поведением и деятельностью личности в разных сферах жизнедеятельности, а также особенностями личности.

Процесс самореализации человека, как правило, происходит в социальном окружении, где он является центром этой системы. Взаимодействуя с социальным окружением, человек на своем жизненном пути в процессе самореализации осуществляет как профессиональный выбор, так и выбор профессионального окружения, в наибольшей степени способствующий продуктивности и удовлетворенности; отдавая предпочтение тем или иным путям своего развития, субъект основывается на более удачном опыте применения своих способностей в личных устремлениях. Самореализация включает в себя самопроектирование, т. е. представление о том, каким человек хочет видеть себя в ближайшем и отдаленном будущем. Посредством самоорганизации и самоуправления субъект осуществляет достижение поставленных целей, саморазвертывание своего жизненного пути. Самореализация приобретает продуктивный характер тогда, когда она направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии [21; 22].

«Самореализация – процесс, в котором обнаруживаются фундаментальные антропологические константы: самотождественность, самотрансценденция, целостность, открытость, свобода, творческая активность, телесность и др. Она предполагает учет их синтетического единства. Особенно важна в процессе самореализации диалектика самотрансценденции и самотождественности, предусматривающая сочетание в личности человека некоего устойчивого ядра (самости, самобытности) и тех «переменных», характер которых обусловлен включенностью человека в различные отношения» [9, с. 3].

«Самореализация есть процесс, обнаруживающий ключевые антропологические константы, находящиеся в синтетическом единстве и обнаруживающие диалектику самотрансценденции и самотождественности, поскольку личность имеет как устойчивое начало (самость), так и переменные, связанные с тем, что она оказывается субъектом различных отношений» [10, с. 16].

Самореализация базируется на способности человека быть «открытой самоорганизующейся психологической системой» и не имеет завершения, т. к. для личности всегда существуют новые возможности для самореализации на каждом этапе онтогенеза.

«В ходе самореализации человек осмысливает мир, выделяя при этом жизненные события, требующие, на его взгляд, своего решения на текущем жизненном этапе в соответствии с содержанием жизненного смысла в целом и реализацией определенной программы, плана» [20, с. 54].

По мнению Л. Г. Брылевой, самореализация – «закономерно “криволинейный”, имеющий сложную траекторию, изменчивый, внутренне противоречивый процесс» [8, с. 46].

«Самореализация как открытая самоорганизующаяся система детерминируется ценностно-смысловой направленностью субъекта деятельности. … Субъектность (ценностные установки, свойства личности, способности и т. д.) проявляется во всех сферах бытия в деятельности, познании, отношениях» [3, с. 14].

Л. А. Коростылева показала, что феномен самореализации должен рассматриваться в свете синергетической парадигмы, позволяющей исследовать сложные, открытые, динамичные системы, ведь «личность является сложной самоорганизующейся системой, которой нельзя навязать пути ее развития. Необходимо понять, как способствовать ее собственным тенденциям развития» [20, с. 17].

В этом же контексте говорят о самореализации Л. С. Подымова, Л. Н. Маркова, подчеркивающие важность синергетики при исследовании процесса самореализации личности как саморазвивающейся системы. Тогда у самореализации личности выделяют характеристические особенности:

1) «для самореализации важнейшим является синергетическое понятие открытости системы (наличие определенных пространственных, временных и функциональных отношений с субъектами окружающей действительности), т. е. взаимодействие с другими такими же открытыми системами, осуществление полноценных, взаимообогащающих субъект-субъектных отношений. Следует отметить, что открытость является необходимым, но не достаточным условием для эффективности самореализации, т. к. любая саморазвивающаяся система открыта, но не любая открытая система саморазвивается;

2) дуальным для предыдущего качества является автономность: каждый субъект способен определять для себя границы и направления процесса самореализации, ориентируясь на внутренние условия и потребности, и противостоять тем самым внешнему дестабилизирующему воздействию. Автономность личности находит свое выражение в самореализации на основе собственного индивидуального опыта. При этом на практике следует учитывать, что внешнее воздействие, не соответствующее собственным тенденциям развития личности, может оказаться неэффективным;

3) сложная динамичная нелинейная система не может жестко следовать внешним «предписаниям»: саморазвивающимся системам (личности, субъекту) нельзя навязывать пути их развития, следует понять, как способствовать их собственным тенденциям развития с максимальной эффективностью. Важно то обстоятельство, что субъект осознает и рассматривает себя как важнейший компонент более широкой системы, определяющий ее своей деятельностью: человек творит самого себя и достраивает (перестраивает) мир вокруг себя;

4) для сложных нелинейных систем одним из главных свойств является необратимость и многовариантность возможных путей развития: «поле путей развития». Предметом изучения помимо общего, повторяющегося, становится индивидуальное, неповторимое;

5) необходимо правильно инициировать тенденции саморазвития и самореализации самой личности как системы. Это качество, характеризующее специфический способ эффективного воздействия на процесс самореализации, мы назвали резонируемостью: иногда достаточно в точках бифуркации произвести небольшое резонансное воздействие (индивидуальное), чтобы процесс перешел на новый уровень или стадию развития. Важно, что управление саморазвивающимися системами должно ориентироваться не столько на желание управляющего, сколько на собственные тенденции развития этих систем, а также допускать возможность существования зон, свободных от контроля;

6) развитие нелинейной системы-личности вблизи точек бифуркаций определяется не предысторией развития системы, а тем, на какой путь развития станет система в ближайшем будущем. Здесь вступает в действие детерминизм высшего типа – детерминизм с пониманием неоднозначности будущего и с возможностью выхода на желаемое будущее (предопределенность в цепи причинно-следственных связей заменяется непредсказуемостью, многовариантностью, необходимостью выбора). При этом случайность и необходимость, устойчивость и неустойчивость состояния системы взаимодополняют друг друга, и этот вид взаимосвязи в синергетике является базовым, поскольку из него вытекает само понятие «нелинейности»;

7) неравновесное состояние процесса как системы обладает определенным количеством энергии, зависящим от развитости профессии, от состояния профессиональной и образовательной среды и профессионализма самого субъекта. При этом возможны два исхода: либо имеющаяся энергия диссипирует (рассеется), причем неэффективно, либо способствует образованию новых элементов и структур системы. В первом случае это приводит к потере субъектом профессиональной мобильности, нередко даже компетентности, во втором происходит качественное изменение процесса самореализации: именно таким образом он переходит на более высокий качественный уровень. Право на выбор своего профессионального пути есть у каждого субъекта, и управлять этим процессом может только он сам.

С позиции синергетической парадигмы процесс самореализации личности представляет собой открытую саморазвивающуюся целостную динамичную нелинейную систему, развитие которой обеспечивается взаимодействием дуальных условий: как внутренних ресурсов и потребностей системы, так и возможностей внешней среды» [38, с. 91-93].

Е. В. Гущина рассмотрела две диалектические связанные характеристики самореализации личности – объективную и субъективную. «Объективный характер самореализации проявляется в конкретных видах деятельности и взаимодействия человека со средой. Субъективный характер самореализации представляется как интериоризация культурных ценностей в собственное сознание и личную культуру» [12, с. 10-11].

Ю. Н. Ворожко показывает, что наиболее общими свойствами самореализации личности являются:

– постоянный поиск и культивирование аутентичности, личностной идентичности, самости, своего подлинного, самобытного Я;

– креативность, творческий или сотворческий характер деятельности самореализующейся личности;

– личностно-ориентированное опредмечивание собственной физической и психической энергии человека в форме создания значимого продукта духовной или материальной культуры;

– стремление к полноте, максимальность раскрытия и использования личностного потенциала;

– свобода, альтернативность, наличие возможности выбора, самостоятельность, индивидуально-личностная выверенность принимаемых решений;

– социокультурная востребованность результатов реализации личностного потенциала (сроки которой могут не совпадать с моментом их создания, что богато иллюстрируется примерами из истории).

«Все эти свойства в совокупности создают идеальную модель самореализации. Отсутствие хотя бы одного из них приводит к появлению «псевдосамореализационных феноменов», связанных с непродуктивной и нетворческой активностью личности» [10, с. 16].

С. Р. Айбазова [3] определяющими характеристиками для самореализации считает социально значимые цели и ценности, социоцентрические мотивы, оптимистичность и удовлетворенность настоящим.

Названный автор к составляющим самореализации относит:

– мотивацию;

– саморегуляцию;

– креативность;

– установочно-целевую направленность личности [3].

С. И. Кудинов [26] обращает внимание на три типа самореализации: деятельную, социальную и личностную. Деятельная самореализация – самовыражение в различных сферах жизнедеятельности. Социальная самореализация личности ориентирована на осуществление общественно-значимой деятельности, личностная – способствует духовному развитию и личностному росту.

Б. Д. Парыгин [37] называет такие виды самореализации, как: эмоциональная, социально-психологическая, творческая, психическая, личностная, лидерская, всесторонняя, профессиональная.

«Выбирая пути и средства самореализации, человек соотносит свои желания («хочу») с возможностями («могу») и необходимостью, долженствованием («надо»)» [20, с. 57].

«Способы самореализации личности – это имманентные ее сущности состояния (качества) общественной деятельности личности, которые обусловливают развертывание сущностных сил личности как процесс преимущественно самодетерминируемый» [35, с. 11].

К числу способов самореализации принадлежат: социальная активность, творчество, жизнетворчество личности.

«Средства самореализации личности – общественные инструменты, используемые личностью с целью адекватного опредмечивания своих сущностных сил» [35, с. 11].

Все средства самореализации можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним относится, например, самовыражение. К внешним – культура.

Одним из средств самореализации является культура, т. к. «выступает в качестве раскрытия и реализации сущностных сил личности» [35, с. 13].

Кроме того, культура определяет характер и направленность самореализации личности через систему требований, интересов, целей, идеалов личности.

Формы самореализации (по С. И. Кудинову):

– внешняя – проявляется в самовыражении личности в разных сферах деятельности: учеба, спорт, творчество, искусство, профессия, политическая и общественная деятельность;

– внутренняя – направлена на самосовершенствование личности в интеллектуальном, нравственном, эстетическом и духовном аспектах.

Виды самореализации (по С. И. Кудинову):

– социальная – соответствует внешней форме, связана с общественно-полезной деятельностью;

– личностная – соответствует внутренней форме, связана с духовным ростом;

– деятельная – стоит вне этих форм, предполагает самовыражение в различных видах деятельности.

И. В. Костакова, С. С. Белоусова называют такие виды самореализации, как прфоессиональная, личностная, социальная, творческая [23].

Самореализация осуществляется посредством собственных усилий личности.

Механизмы самореализации личности рассмотрены в работе Л. А. Коростылевой [20]. К их числу относятся:

– интериоризация;

– идентификация;

– рефлексия;

– экстериоризация.

Интериоризация – структуры внешних, межиндивидуальных отношений обусловливают формирование интраструктур психики.

Идентификация – эмоционально-когнитивный процесс познания и отождествления себя как субъекта.

Рефлексия – включает самопознание.

Экстериоризация – вынесение во внешний мир результатов деятельности, осуществляемой во внутреннем плане. Ее суть – создание новых бытийных ценностей, их опредмечивание.

«Условием выбора эффективной стратегии самореализации является устойчивый баланс, гармония блоков «хочу», «могу», «надо»» [20, с. 58].

«В связи со становление и развитием самореализация личности закономерно направляется к целостности. Логика этого процесса вытекает из необходимости преодолевать противоречия между полнотой, пространством в опредмечивании личностью своей индивидуальности и глубиной самораскрытия личности» [35, с. 10].

В. И. Муляром показано, что механизм самореализации личности включает способы, средства и формы самоосуществления, систему самодетерминации и социальной обусловленности жизнедеятельности личности.

В работах С. П. Свидерской показано, что процесс самореализации включает в себя: «выработку цели и стратегии осуществления себя и своей индивидуальности в той или иной сфере жизнедеятельности посредством осознаваемых возможностей, осознания результатов предшествующей деятельности, корректировку и построение дальнейшего плана жизни» [42, с. 13].

Как считает В. Шутс [54], самореализация осуществляется в результате баланса присоединения, контроля и открытости.

Присоединение – желание быть вместе с людьми, быть включенным в их взаимодействие. Это желание внимания и желание быть выделенным, отличным от остальных.

Контроль – приятие решения о распределении власти между людьми, потребность влияния и авторитета.

Открытость – желание любить и вызывать любовь.

В рамках синергетической парадигмы можно исследовать как прогрессивные модели самореализации, так и регрессивные, например, профессионально-личностные деформации педагога. Прогрессивной модели присуща направленность на себя и других, социум в целом. При регрессивных тенденциях самореализация искажается, обретает неустойчивый и неконструктивный характер. Негативный жизненный опыт, затруднения в профессиональной и личной сферах нередко деформируют процесс самореализации, что непосредственно выражается в выборе стратегий самореализации.

Самореализация продуктивна, если направлена на развитие личности и использует адекватные субъективные стратегии.

Основные условия самореализации личности:

– развитое самосознание;

– развитая рефлексия.

По обоснованному мнению Д. В. Левченко, «самореализация как сознательный и активный процесс возможна тогда, когда личность осознает свои интересы, потребности и способности, которые она опредмечивает в практической деятельности» [30, с. 28].

В психологических и педагогических работах описаны варианты компонентов самореализации личности:

1) установочно-целевой:

– социально значимые установки самореализации (стремление быть полезным делу, другим людям, обществу и т. д.);

– личностно значимые установки (обеспечивают становление и развитие индивида);

2) компетентно-личностный:

– социальные барьеры самореализации (диагностируют трудности в самореализации личности, обусловленные отсутствием достаточных знаний, умений и опыта);

– личностные барьеры самореализации (характеризуют степень ситуативной и личностной тревожности, застенчивости, страхов и т. д., являющихся препятствием для полного самовыражения своего потенциала в различных сферах активности);

3) динамический:

– энергичность (интенсивность самовыражения человека в различных сферах жизни);

– аэнергичность (характеризует снижение общей активности, спад, нежелание доводить начатое до конца);

4) эмоциональный:

– оптимистичность (переживание положительных эмоций при самовыражении личности в различных сферах жизнедеятельности);

– пессимистичность (переживание отрицательных эмоций при самовыражении личности в различных сферах жизнедеятельности);

5) регуляторный:

– интернальность (уверенность в своих знаниях, способностях и возможностях при самовыражении в какой-либо сфере);

– экстернальность (уверенность, что самореализация часто зависит от внешних обстоятельств, условий, везения);

6) мотивационный:

– социоцентризм (характеризуется на основе выраженности социально-значимых альтруистических побуждений);

– эгоцентризм (характеризуется удовлетворением собственных эгоистических интересов и потребностей);

7) когнитивный:

– креативность (характеризуется по степени осмысленности, осознанности основных признаков, приемов и способов самореализации их оригинальности, неповторимости, пониманию и раскрытию своих возможностей в той или иной сфере);

– консервативность (характеризуется по поверхностному представлению о самореализации, однотипности поступков, суждений, консервативному поведению, неумению использовать свои возможности и ресурсы для подлинного самовыражения в различных сферах);

8) результативный:

– конструктивность (характеризуется тем, насколько успешно осуществляется самовыражение способностей, личностных и интеллектуальных качеств в различных сферах деятельности у испытуемого);

– деструктивность (характеризуется препятствием для полноценного свободного самовыражения своих потенциальных возможностей в общественной и профессиональной сферах) (по С. И. Кудинову [28, с. 32; 29, с. 33])

Уровни самореализации:

«– репродуктивный;

– продуктивный;

– творческий» [6, с. 24].

Еще один вариант уровней самореализации личности:

– примитивно-исполнительский – мотивация, связанная с удовлетворением физиологических потребностей и потребности в безопасности;

– индивидуально-исполнительский – потребности человека в принадлежности и любви;

– реализация ролей и норм в ближайшем социуме – доминирование мотивов признания и уважения;

– смысложизненная и ценностная реализация – стремление максимально реализовать собственные способности и возможности (на основе работ Э. В. Галажинского, Л. А. Коростылевой).

В. И. Мулер показал, что самореализация – социальный процесс. По его мнению, критерием самореализации является «целостность как единство способов, средств, форм наиболее полного и свободного опредмечивания сущностных сил личности. Она фиксирует степень, меру этого единства, направленность его на осуществление жизненных сил личности» [35, с. 6].

О. О. Богатыревой выделены показатели личностной самореализации:

– достижение значимых целей;

– осознание и реализация ведущих ценностей и смыслов.

С. А. Аристарховой как значимые обоснованы критерии самореализации и соответствующие им показатели:

– мотивационный (ценности-цели, ценности-отношения, ценности-познания);

– самостоятельность деятельности (самопознание, самомоделирование, самоутверждение);

– удовлетворенностью деятельностью (психологическая, физическая, социальная удовлетворенность) [6].

В рамках теории самореализации применяют следующие подходы:

– экзистенциальный;

– философский;

– субъектный;

– функционально-уровневый;

– динамический;

– аксиологический;

– деятельностный;

– творческий.

«Понимание личности как самобытного Я позволяет добавить к традиционным подходам к самореализации (деятельностному, аксиологическому и синергетическому) конструктивистский подход, согласно которому Я человека находится в процессе постоянного становления и развития. Диалектика измен¬чивости и устойчивости Я, его полифоничность, самоконструирование в зависимости от действия наличных социокультурных факторов необходимы для существования Я-конструкции в современном динамичном, быстро меняющемся мире» [9, с. 11].

Факторы, влияющие на содержание и динамику процесса самореализации:

– субъективные (зависящие от человека) – ценностные ориентации, желание и возможность работать над собой, рефлексивность, воля и т. д.;

– объективные (не зависящие от человека) – уровень жизни, социально-экономическая ситуация в стране, материальная обеспеченность, влияние средств массовой информации (по С. П. Зуевой [15]).

Е. В. Федосенко обращает внимание на то, что в самореализации важными факторами являются не природные задатки человека сами по себе, а «сформированные внешней средой личностные качества как продукт образования, воспитания, обучения труду» [48, с. 40].

«Истинная самореализация произойдет только тогда, когда мы, познавая нашу собственную природу, будем реализовывать ее, а не нашу Я-концепцию» [20, с. 37].

По К. А. Абульхановой-Славской «самореализация возможна, если познание человеком своих способностей уже закончено, полностью сформирован образ Я и имеется личностная готовность обеспечить всю совокупность внешних условий самореализации. При этом у личности возникает необходимость строить совокупность своих внешних взаимодействий с миром, которая и называется самореализацией» [20, с. 38]. Если эти условия не соблюдаются, то речь идет о самовыражении и даже еще более конкретно, о самопрезентации.

Самореализация, в отличие от самовыражения, «невозможна без самосовершенствования как процесса приобщения к культуре, постоянного повышения уровня своих знаний и активной реализации себя в жизни» [20, с. 38].


Cписок литературы:

  1. 1. Авдеев Н. П. Влияние настойчивости на успешность самореализации личности студентов: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2014. – 23 с.
  2. 2. Абульханова-Славская К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни: монография. – СПб.: Алетейя, 2001. – 304 с.
  3. 3. Айбазова С. Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2015. – 22 с.
  4. 4. Активность // Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика: энциклопедической словарь [эл. ресурс] // vocabulary.ru/termin/aktivnost.html [дата обращения: 5.05.2017].
  5. 5. Аристархова С. А. Развитие творческой самореализации у студентов вуза физической культуры на занятиях по русскому языку и культуре речи // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2012. – № 10. – С. 16-19.
  6. 6. Аристархова С. А. Педагогическая поддержка творческой самореализации у студентов вуза физической культуры на занятиях по русскому языку и культуре речи: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Махачкала, 2015. – 28 с.
  7. 7. Архипочкина К. В. Взаимосвязь свойств темперамента и самореализации личности: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 2015. – 23 с.
  8. 8. Брылева Л. Г. Самореализация личности (онтокультурологический аспект): монография. – СПб.: ИОВ РАО, 2003. – 188 с.
  9. 9. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Челябинск, 2009. – 21 с.
  10. 10. Ворожко Ю. Н. Социокультурные основания самореализации личности: философско-антропологический аспект: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2014. – 27 с.
  11. 11. Галажинский Э. В. Самореализация личности: взгляд с позиции психоистории // Сибирский психологический журнал. – 2000. – № 12. – С. 47-50.
  12. 12. Гущина Е. В. Самореализация личности в условиях развивающей образовательной среды вуза: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Сочи, 2010. – 22 с.
  13. 13. Деятельность // Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: энциклопедической словарь [эл. ресурс] // vocabulary.ru/termin/dejatelnost.html [дата обращения: 5.05.2017].
  14. 14. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теории обучения и воспитания. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
  15. 15. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности // Концепт. – 2013. – № 2 // e koncept.ru/2013/13027.htm.
  16. 16. Исаев А. К. Самореализация личности как проблема сойиальной философии: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 1993. – 16 с.
  17. 17. Исмагилова Р. Р. Самореализация личности в современном обществе: социально-философский анализ: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Уфа, 2016. – 21 с.
  18. 18. Квитков М. Г. Педагогические условия самореализации молодежи в общественных организациях: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Омск, 2000. – 22 с.
  19. 19. Ковров В. В. Психолого-педагогический анализ сущности феномена самореализации человека // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. – 2006. – № 14. – С. 127-135.
  20. 20. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере: монография. – СПб.: Речь, 2005. – 222 с.
  21. 21. Коростылева Л. А. О субъективных стратегиях самореализации личности // Образ в регуляции деятельности. – М., 1997. – С. 153-155.
  22. 22. Коростылева Л. А. Особенности стратегий самореализации и стили человека // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. – Вып. 4. – СПб.: СПбГУ, 2000. – С. 47-61.
  23. 23. Костакова И. В., Белоусова С. С. Психологическая основа профессиональной самореализации личности // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 3. – С. 84-89.
  24. 24. Красноперов В. И. Самоорганизация жизненного пути личности // Самодвижение. Самоорганизация. Самоуправление: тезисы докл. межвузовской научной конфер. – Пермь, 1987. – 212 с.
  25. 25. Крылова Н. Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. – 1995. – Вып. 2. – С. 67-103.
  26. 26. Кудинов С. И. Самореализация как системное психологическое образование. – [Электронный ресурс]: URL: http://www.relga.ru. (дата обращения: 25.04.2016).
  27. 27. Кудинов С. И., Айбазова С. Р. Субъектная детерминация самореализации личности // Акмеология. – 2015. – № 2. – С. 90-97.
  28. 28. Кудинов С. И., Владимирова Ю. В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2015. – № 3. – 30-38.
  29. 29. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2008. – № 1. – 28-36.
  30. 30. Левченко Д. В. Проблема самореализации личности в информационном пространстве // Информационно-коммуникационное пространство и человек: материалы II международной научно-практической конференции (15 16 апреля 2012). – Пенза-Москва-Витебск: Социосфера, 2012. – С. 27-30.
  31. 31. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
  32. 32. Милинис О. А. Суъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – Казань, 2012. – 50 с.
  33. 33. Мишин А. А. Особенности личности педагогов с высоким уровнем профессиональной самореализации // Вестник КемГУ. – 2013. – № 2. – С. 153-158.
  34. 34. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учеб. для студ. Пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 с.
  35. 35. Муляр В. И. Самореализация личности как социальный процесс (методолого-социологической аспект): автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Киев, 1990. – 16 с.
  36. 36. Ниязбаева Н. Н. Возможность самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии [эл. ресурс] // iandfamily.ru/niyazbaeva [дата обращения: 5.05.2017].
  37. 37. Парыгин Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 1999. – 592 с.
  38. 38. Подымова Л. С., Макарова Л. Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник ТГУ, 2009. – выпуск 1. – С. 89 93.
  39. 39. Процесс // История и философия науки: энциклопедической словарь [эл. ресурс] // terme.ru/termin/process.html [дата обращения: 5.05.2017].
  40. 40. Психология самореализации профессионала / Под ред. Е. В. Федосенко. – СПб.: Речь, 2012. – 157 с.
  41. 41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1994.
  42. 42. Свидерская С. П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога: автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Калининград, 2016. – 24 с.
  43. 43. Свинаренко В. Г., Бокова Е. В., Козырева О. А. Педагогическое моделирование в структуре детерминации и уточнения категорий «социализация» и «самореализация» // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 8 // web.snauka.ru/issues/2016/08/69804 [дата обращения 25.06.17].
  44. 44. Селевко Г. К., Селевко А. Г., Левина О. Г. Реализуй себя. – М.: Народное образование, 2001. – 176 с.
  45. 45. Сизова Л. А. Психологические детерминанты профессионально-личностной самореализации медицинской сестры многопрофильного лечебного учреждения: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Краснодар, 2015. – 26 с.
  46. 46. Степин В. С. Эпоха перемен и сценарии будущего [эл. ресурс] // http://sbiblio.com/biblio/archive/stepin_epoha/ [дата обращения: 5.05.2017].
  47. 47. Степин В. С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 744 с.
  48. 48. Федосенко Е. В. Проблема самореализации профессионала в образовании // Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования. – 2011. – № 4. – С. 40-43.
  49. 49. Хмелева О. Г. Интеграция постнеклассической науки и педагогического образования // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 3. – С. 30-33.
  50. 50. Цырева Л. А. Самореализация как проблема социальной философии: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – М., 1992. – 19 с.
  51. 51. Чернявская Г. К. Самопознание и самореализация личности: методологические проблемы: автореф. дисс. … докт. филос. наук. – СПб., 1994. – 38 с.
  52. 52. Чирков В. И. Самореализация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии. – 1996. – № 3. – С. 116 132
  53. 53. Чучалова О. Н. Мотивационная готовность к самореализации интеллектуальных способностей: автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Томск, 2015. – 24 с.
  54. 54. Шутс В. Глубокая простота. – СПб.: Роза мира, 1993. – 218 с.
  55. 55. Ягодкина В. В. Возможности профессионально-личностной самореализации студентов в образовательном пространстве современного российского общества: автореф. дисс. … канд. филос. наук. – Ростов-на-Дону, 2010. – 26 с.
  56. 56. A Comprehensive Dictionary of psychological and psychanalytical terms a guide to usage / Ed. by B. Horacl. – New York; London; Toronto, 1958. – 1020 р.
  57. 57. Rogers C. R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships, as developed in the client-centered framework // Psychology: a study of a science. – 1959. – vol. 3. – P. 65 72.