Ссылка на источник:
Кострулёва Л. Ю. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста // Теоретические и методологические проблемы современных наук: Материалы XXI Международной научно-практической конференции (Новосибирск, 18 декабря 2017 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2017. – 96 с. - C. 69-74.


МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Лариса Юрьевна Кострулёва

МКДОУ детский сад № 2 г. Новосибирска,
музыкальный руководитель,
г Новосибирск,
Россия


Музыкальное восприятие формирует способность ребёнка видеть красоту окружающего мира, жить в гармонии. Восприятие музыки является важным этапом мыслительного процесса, базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе развития тембрового слуха, темброво-ассоциативного мышления.

Ключевые слова: музыкальное восприятие, музыка терапия, дошкольный возраст.


Роль музыки в становлении каждого человека огромна. Если назвать музыку «ожившей архитектурой», то можно утверждать, что с накоплением опыта ее восприятия каждый из нас выстраивает внутри себя архитектурный стиль. Архитектура может быть прекрасной застывшей музыкой, а может быть застывшей какофонией – нагромождением звуков.

Музыкальный язык имеет свои специфические особенности. В частности, следование музыке при ее восприятии происходит не от представления к чувствам, как, например, в живописи, литературе, архитектуре, а от чувств к представлениям. Специфическим языком выражения психологического состояния человека в музыке являются звуки, образующие систему с характерными признаками – высоты, длительности, тембра и громкости.

Музыка обладает способностью при помощи звуков вызывать у нас наглядные картины окружающего мира. Музыка воздействует на эмоциональную сферу человека. В познании человеком самого себя именно чувства придают смысл и значение человеческому существованию, предопределяют его способность понимать окружающий мир.

Ребенок воспринимает окружающий мир через эмоции. Эмоции (от лат. emovere – волновать, возбуждать) – особый класс психических процессов и состояний (человека и животных), связанных с инстинктами, потребностями, мотивами. Они отражают в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т. д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.

С 1 января 2014 года в законную силу вступил Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Он ориентирован на социализацию и индивидуализацию развития каждого ребенка.

Музыкальная деятельность как средство вхождения ребенка в мир социальных отношений направлена на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей, на формирование их общей культуры.

Музыкальное восприятие формирует способность ребенка видеть красоту окружающего мира, жить в гармонии.

Восприятие музыки является важным этапом мыслительного процесса, базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Формирование восприятия музыки у детей происходит на основе развития тембрового слуха, темброво-ассоциативного мышления. В процессе слушания музыкального произведения закладывается основа нравственного развития личности, формируется способность к обучению, познанию, творчеству.

Чем раньше ребенок начинает слушать классическую музыку, тем вероятнее его тяга к присвоению духовных ценностей, причастности к великому искусству, к осознанию себя в мире и мира в себе.

К двум годам у ребенка проявляется интерес к музыке. Дети способны эмоционально реагировать на яркую и контрастную по настроению музыку. У них развивается звуковысотное и динамическое восприятие: ребенок различает высокие и низкие звуки, тихое и громкое звучание.

К третьему году жизни продолжает формироваться восприятие выразительных особенностей музыкальных звуков, накапливается определенный запас музыкальных впечатлений. Ребенок может узнавать хорошо знакомые музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них, проявляет интерес к новым произведениям, к звукоподражанию.

На четвертом году жизни продолжается развитие музыкального восприятия. Имеющийся музыкальный опыт позволяет вслушиваться и различать музыку контрастного характера, различать малые жанры музыки. В этом возрасте творческие проявления детей становятся более заметными. Дети непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства – оживление, радость, восторг.

Дети пятого года жизни способны замечать средства музыкальной выразительности. Совершенствуется музыкально-сенсорное восприятие выразительных отношений музыкальных звуков. Ребенок уверенно различает основные отношения музыкальных звуков, контрастных по высоте, тембру, длительности. Он способен в процессе слушания музыкального произведения пластикой рук передавать изменения характера музыки, способен узнавать знакомые ему произведения и называть их.

На шестом году жизни интенсивно продолжают развиваться музыкально-сенсорные способности, ладовысотный слух. Формируется целостное восприятие музыкальных произведений, передающих взаимодействие двух контрастных образов. Дети чувствуют смену характера музыки, воплощают в движении процесс развития музыкального образа. Различают, сравнивают, обобщают музыкальный материал по средствам выразительности.

Дети седьмого года жизни различают и называют большинство музыкальных произведений, прослушанных в течение года. Для этого возраста характерно целостное восприятие музыкальных произведений, высок уровень дифференцированного музыкального восприятия. Дети способны давать оценку прослушанным произведениям, высказывать личное мнение со всеми вытекающими характеристиками емко и образно. Дети способны демонстрировать особенности эмоционально-образного содержания музыки в творческих импровизациях.

Экспериментальные исследования показали: дети, слушающие классическую музыку, обладают большим творческим потенциалом, у них прекрасно развито музыкально-эстетическое сознание, они наделены способностями к самосозиданию и самовыражению.

Наука доказала и физиологическое воздействие музыки на человека, воздействие звуков на каждую клетку живого организма.

Музыкальная терапия, возникшая как понятие в середине ХХ века, как лечебная практика существует с незапамятных времен. Музыкотерапия (музыкальная терапия) – это процесс межличностного общения, в котором квалифицированный музыкотерапевт применяет музыку и все стороны ее влияния – физическую, эмоциональную, интеллектуальную, социальную, эстетическую и духовную – с целью улучшения или сохранения здоровья клиента.

Известно о разделении музыки на три типа:

1. Музыка традиционная (народная).

2. Музыка популярная (эстрадная).

3. Музыка классическая (академическая).

Древнегреческий философ, математик и ученый Пифагор обосновал целебный эффект музыки, утверждая, что музыка подчиняется математике как высшему закону, и гармонизирует физиологические параметры в теле человека. Выдающийся академик В. М. Бехтерев в начале XX века занялся изучением влияния музыки на организм человека. Он доказал, что музыка может укреплять иммунную систему, улучшает обмен веществ, оказывает положительное влияние на дыхательную и кровеносную системы.

На основе исследований специалисты выделяют следующие положительные эффекты использования музыкотерапии:

- гиперактивные дети успокаиваются;

- замкнутые дети раскрепощаются, у них начинает развиваться навык взаимодействия со сверстниками;

- улучшается сенсомоторная функция;

- развивается эмпатия;

- у детей повышается самооценка;

- развиваются творческие возможности ребенка.

Современное дошкольное образование, внедрение Федерального Государственного Стандарта образования предусматривает использование системно-деятельностного подхода и личностно-ориентированных технологий обучения. Воздействие музыкой доказательно формирует положительную самооценку ребенка, уверенность в собственных силах и способностях.

По мнению специалистов, произведения разных композиторов имеют различное воздействие: так, например, произведения В. А. Моцарта вдохновляют, произведения Л. Бетховена, И. С. Баха, А. Вивальди – стимулируют активность. Произведения К. Дебюсси – успокаивают и расслабляют, произведения Ф. Шопена настраивают на размышления, а музыкальные произведения А. Хачатуряна – заряжают радостью и настраивают на победу.

Доказано, что при снятии эмоционального напряжения подойдут мелодии для флейты, скрипки и фортепиано, а также Вальсы Ф. Шопена, «Лунный свет» К. Дебюсси, Шестая симфония Л. Бетховена, «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Р. Шуберта.

Улучшить активность, повысить жизненный тонус способны концерт для фагота ля минор А. Вивальди; М. Глинка «Арагонская Хота», «Детские Игры» – «Волчок», «Труба и барабан» Ж. Бизе. Поднимут настроение произведения И. С. Баха «Шутка», А. Хачатуряна – «Танец с саблями», отрывки из оперы «Кармен» Ж. Бизе, «Времена года» и «Маленькая симфония» А. Вивальди.

Мелодичная музыка в стиле барокко (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, А. Вивальди) даст ощущение устойчивости, порядка, безопасности.

Классическая музыка И. Гайдна способствует повышению концентрации, памяти и пространственного восприятия.

Музыка романтизма (Ф. Шуберт, Р. Шуман, П. И. Чайковский, Ф. Шопен и Ф. Лист) пробуждает индивидуальность, активизирует симпатию.

Музыка импрессионистов (К. Дебюсси, М. Равель) вызывает приятные образы в сновидениях.

Разрушающей силой обрушивается на любой организм, тем более детский, рок-музыка, музыкальный ритм которой составляет до 120 ударов в минуту.

Если ребенок легко возбудим, гиперактивен, ему будет полезно слушать медленные мелодии, такие, как «Зима» из «Времен года» А. Вивальди, колыбельные. По утверждениям академика В. М. Бехтерева, колыбельные песни являются связующим звеном между родителями и малышом. Петь колыбельные песни могут как мама, так и папа.

Слушая с детьми музыку, важно быть заинтересованным, не отвлекаться. Важно показывать всем видом свою сопричастность к происходящему моменту. Это потребует некоторого времени, эмоций, внимания к собственному ребенку.