Ссылка на источник:
Ахматдинова Г. Р. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе // Наука в исследованиях молодых: материалы V Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 28 апреля 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 10-11.


ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Гузель Рифовна Ахматдинова


Башкирский Государственный Педагогический Университет им. М. Акмуллы,
г. Уфа,
Россия


В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Возрастает роль и значимость информации как важнейшего фактора, определяющего характер и направленность развития педагогического процесса.

«Широкое применение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере образования должно обеспечивать повышение качества подготовки специалистов» [1, с. 18-19].

Традиционные способы получения и передачи педагогом информации – письменная и устная речь, телефонная и радиосвязь уступили место компьютерным средствам обучения, интерактивным технологиям.

В процессе обучения студентов в современных условиях возникает необходимость в использовании наиболее оптимальных технологий, опирающихся на такие способы и организационные формы, которые не исключают педагогического мастерства преподавателя, но и одновременно позволяют сократить время на представление информации и отслеживание качества усвоения изучаемого материала.

К наиболее часто используемым элементам информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе можно отнести:

̶ электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

̶ интерактивные доски;

̶ электронные энциклопедии и справочники, книги;

̶ тренажеры и программы тестирования;

̶ образовательные ресурсы сети Интернет;

̶ DVD и CD-диски с картинами, иллюстрациями и профессиональными программами;

̶ видео- и аудиотехнику;

̶ интерактивные конференции и конкурсы;

̶ материалы и оборудование для дистанционного обучения;

̶ научно-исследовательские работы и проекты;

̶ дистанционное обучение.

Данные технологии позволяют наглядно и компактно излагать материал, предоставить его в понятной и наглядной форме студентам, ускоряет время усвоения информации, сокращает время изложения материала, что оставляет больше времени на формирование мыслительной деятельности и дискуссий в аудитории, предоставляет широкий выбор сведений, сокращают время поиска информации.

При подготовке таких средств обучения предполагается решение следующих групп задач:

̶ методические (дидактически обоснованное построение лекции, отбор и обработка содержания учебного материала, составление сценария подачи учебной информации);

̶ технологические (выполнение чертежей, выполнение 3d-моделей и анимации в3ds MAX, разработка элементов дизайна и сборка интерактивного ресурса);

̶ эргономические (выбор и подготовка систем средств наглядности с учетом требований психологии зрительного восприятия человека).

Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании графических дисциплин несет ряд преимуществ для учебного процесса: повышается информативность лекций, стимулируется мотивация обучения как в учебные часы, так и при самостоятельной работе студентов, повышается наглядность излагаемой информации, происходит активизация эмоционального воздействия на студента.


Cписок литературы:

  1. 1. Мукушев С. Б. Психолого-педагогические аспекты создания и использования информационных средств обучения // Сб. научных трудов VI Всероссийского научно-методического симпозиума «Информатизация сельской школы и жизнедеятельности молодежи». – М., 2009. – С. 18-19.