Ссылка на источник:
Огнетова А. В. Проблема изучения нравственности у обучающихся в условиях нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Наука в исследованиях молодых: материалы V Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 28 апреля 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 52-55.


ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Анжела Вадимовна Огнетова


ФГБОУ ВПО «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия»,
г. Нижний Тагил,
Россия


В различных научных областях со временем происходят изменения: вводятся новые правила, изменяются методы изучения, цели деятельности. В данной работе внимание акцентировано на нововведениях в области начального общего образования.

Одно из направлений государственных образовательных стандартов (далее – ГОС) – это «интеграция обучения, развития и воспитания, определяющая необходимость использования средств конкретного учебного предмета для социализации школьника, развития его социальной культуры, а также соответствующих практических умений» [2]. До недавнего времени к учащимся предъявлялись требования, которые также включали в себя нравственно-этическую составляющую. Одной из целей обучения была воспитывающая, которая подразумевала воспитание эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям, обществу, государству. Но в ходе реализации поставленных для достижения цели задач не могли быть созданы в полной мере условия формирования нравственного потенциала личности учащихся.

С 1 января 2010 года введен новый федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) начального общего образования. Особое внимание в этом документе уделяется духовно-нравственному развитию учащихся: «Нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального образования, становлению их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» [4, с. 5]. Под личностными результатами ФГОС начального общего образования подразумевается «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе», «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

Нами были выделены основные различия ГОС и ФГОС второго поколения:

̶ наличие внеурочной деятельности, что предопределяет возможность реализации развития личностных качеств учащихся;

̶ ориентация на становление личностных характеристик выпускника, зафиксированных в «портрете выпускника» соответствующей ступени общего образования;

̶ ценностно-нормативной основой разработки и реализации ФГОС общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Важной составляющей образовательного стандарта второго поколения является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторами которой являются А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков [3]. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должна обеспечить:

̶ «готовность и способность к духовному развитию, нравственному совершенствованию, самооценке, понимаю смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению;

̶ укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести» [3, с. 12];

̶ формирование морали, представлений личности о добре и зле.

«Добро и зло – это понятия, с помощью которых оцениваются свободные, т. е. сознательные и намеренные человеческие действия (поступки)» [5, с. 87]. Согласно Концепции, духовно-нравственное развитие наиболее системно и последовательно происходит в системе общего образовании. Школа для ребенка является одним из важнейших факторов развития нравственности, ведь пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Чем раньше будет возможным формирование у личности составляющих нравственности, тем более нравственной она будет в будущем. Не случайно речь идет о младшем школьном возрасте, изучением психологических особенностей которого занимались такие исследователи, как Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский. Согласно выделенным ими психологическим особенностям младшего школьного возраста, таким как:

̶ переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря чему у ребенка возникает такое новое отношение к себе, которое было невозможно до обобщения переживаний;

̶ возникает обобщение переживаний или аффективное обобщение, логика чувств;

̶ потеря непосредственности, т. е. между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

̶ в плане психического развития в центр выдвигается формирование произвольности (планирования, выполнения программ действий и осуществления контроля).

Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. В этом возрасте происходит осознанное понимание и закрепление в сознании учащегося норм морали, поведения, этики.

«Добродетели, по мнению Аристотеля, также как и пороки, напрямую зависят от разума и морали человека» [1, с. 4]. Моральность человека при этом может регулироваться силой воли человека. «Нравственность, как и мораль, является главным этическим понятием. Будучи составной частью индивидуального следования морали в жизни и деятельности конкретного человека, служит показателем и критерием его духовной культуры. Самым значительным проявлением нравственности в человеке является совесть. При этом нравственность отдельной личности не всегда соответствует предписаниям морали, господствующей в обществе» [1, с. 50]. Большой энциклопедический словарь дает следующее толкование понятия совесть: «Совесть – понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть – выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков».

Таким образом, можно выделить главные составляющие нравственности – это самооценка, самоконтроль, который был бы не реализован без рефлексии; личностные качества личности такие, как доброта, сердечность, открытость, критичность, скромность, тактичность, моральность, дружелюбность, т. к. «нацеленность на добро, решимость его отстаивать может потребовать и активной борьбы со злом, поэтому для реализации идеи добра необходимы не только такие качества, как доброжелательность, но и такие свойства характера, как мужество, настойчивость, целеустремленность, способность к самоограничению, дисциплинированность и т. д.» [5, c. 86].

Зная то, из чего состоит такое сложное понятие как «нравственность», можно разработать методики для диагностики нравственности. С помощью статистики возможно получить, затем обработать результаты и продемонстрировать, насколько сформирована у младших школьников нравственность и что им нужно развить, чтобы повысить этот уровень. Данная работа будет актуальна в современный период смены нравственно-этических ориентиров общества.


Cписок литературы:

  1. 1. Хрусталев Ю. М. Биоэтика. Философия сохранения жизни и сбережения здоровья. – М., 2012. – 400 с.
  2. 2. Государственные образовательные стандарты общего образования. – Режим доступа: http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm.
  3. 3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2013. – 24 с.
  4. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2014. – 35 с.
  5. 5. Этика: учебник // Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999. – 496 с.