Ссылка на источник:
Сачиян К. А. Формирование толерантного сознания студентов на уроках обществознания // Наука в исследованиях молодых: материалы V Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 28 апреля 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 64-66.


ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ


Константин Ашотович Сачиян


Калужский филиал Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана,
преподаватель истории высшей квалификационной категории,
Калуга,
Россия


Важное место в формировании личности будущего специалиста принадлежит воспитанию студентов. Социологические исследования и анкетирование студентов убедительно раскрывают возможности толерантного воспитания при условии создания системы реализации толерантности не только во внеурочное время, но и прежде всего в процессе обучения.

Значительный вклад в реализацию методики формирования толерантного сознания внесли Л. Н. Алексашкина, А. Т. Кинкулькин, Г. В. Клокова, П. В. Степанов и др.

Однако, как отмечают Л. В. Багдасарян, В. Г. Бебенин, отдельного рассмотрения требует вопрос формирования толерантности в контексте выбора форм, методов и приемов организации учебно-познавательной деятельности студентов [1, с. 73].

В соответствии с личностно-ориентированной технологией обучения, наша задача состояла в том, чтобы разработать систему приемов и методов учебной работы, способствующей формированию толерантного сознания студентов. С целью реализации поставленной задачи нами были предварительно определены наиболее узловые вопросы и разделы курса обществознания, раскрывающие возможности для организации самостоятельной познавательной деятельности студентов:

̶ межличностные отношения;

̶ этнос. Нации и межнациональные отношения;

̶ национальный вопрос в начале XXI в;

̶ мораль: ценности, нормы, принципы;

̶ права и свободы человека и гражданина;

̶ международное гуманитарное право.

В числе приемов и методов, способствующих эффективной работе в процессе организации познавательной деятельности, отметим следующие:

1. Изучение учебного материала и научной литературы: определение, аргументация и личностное отношение к действиям людей и событиям. В процессе решения компетентностно-ориентированных задач, аргументированного высказывания своей точки зрения на заданную тему, анализа и сравнения событий, что способствует развитию у студентов ключевых компетенций: коммуникативных качеств, умения взаимодействовать с другими людьми, проявлять такие личностные качества, как отзывчивость, доброжелательность, терпимость, милосердие.

2. Практические и семинарские занятия. Изучение темы: «Этнос нации и национальные отношения» позволило обратиться к интересным и содержательным страницам отечественной истории, соприкоснуться с духовной культурой многонациональной России и ее ближайшими соседями, представить традиции многих народов нашей страны. Проведение семинарских занятий способствует овладению студентами не просто новых знаний и умений, но и развитию навыков коллективного обсуждения актуальных вопросов семинара после предварительной работы с рекомендуемой литературой.

3. Психологические тренинги и диспуты. Приведем пример: выполнение проекта «Общечеловеческие ценности на рубеже XX-XXI вв.» в форме рефератов и эссе – помогает студентам еще раз убедиться в том, что основы национальной терпимости были заложены самой природой национальной самобытности русского народа в процессе соприкосновения с соседями еще в глубокой древности.

4. Обращение к документальным материалам и средствам массовой информации. Так, рассматривая и анализируя Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 г.; Конвенцию о правах ребенка от 1989 г.; Декларацию принципов толерантности, утвержденной Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г – студенты подошли к выводу, что все люди рождаются равными и свободными в своем достоинстве и правах.

Таким образом, изучение проблемы толерантности на уроках обществознания позволило акцентировать внимание на характерные условия формирования толерантного сознания студентов:

- знание не только отечественной истории, но и истории национального развития других народов;

- систематическое обращение к опыту современной действительности в стране и мире;

- осмысленное понимание сущности нынешних проявлений терроризма, геноцида и нетерпимости.


Cписок литературы:

  1. 1. Багдасарян Л. В., Бебенин В. Г. Исследование толерантности в образовательном пространстве средней профессиональной и высшей школе // Среднее профессиональное образование. – 2008. – № 1. – С. 73.