Ссылка на источник:
Смирнова А. В. Особенности реализации Стратегии государственной национальной политики в Волгоградской области // Наука в исследованиях молодых: материалы V Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 28 апреля 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. - C. 66-71.


ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ


Анна Владимировна Смирнова


ФГОУ ВПО «Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте РФ»,
г. Волгоград,
Россия


В настоящее время Волгоградская область является одним из самых многонациональных и поликонфессиональных регионов нашей страны, где «проживают представители более 20 национальностей» [1].

Нерусское население составляет 10 % жителей Волгоградской области – это украинцы, казахи, немцы, татары, белорусы, чеченцы, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне и др.

Условно национальную политику Волгоградской области можно разделить на две составляющие: внешнюю и внутреннюю. Под внешней составляющей следует понимать расширение экономических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья с другими субъектами Российской Федерации. Под внутренней – укрепление межнациональных отношений в Волгоградской области, содействие в сохранении культуры, языка, традиций и быта всех национальностей, стремление к единству и дружбе между народами.

Следует отметить некоторые исторически сложившиеся особенности Волгоградской области. Часть ее территории до 1918 года входила в особую административно-территориальную единицу – Область войска Донского. Поэтому самой многочисленной этнокультурной группой является казачество. На территории Волгоградской области находятся девять казачьих округов. Казаки компактно проживают на территории двадцати четырех районов области из тридцати трех существующих [4, с. 48-53].

В целях создания необходимых условий для возрождения казачества как исторически сложившейся культурно-этнической общности на территории Волгоградской области реализуется региональная программа социально-экономического возрождения казачества. В Волгограде действует «несколько казачьих организаций» [6, с. 5-6].

С 1992 года реализуется федеральная программа развития социально-экономической и культурной базы возрождения российских немцев. Финансирование программы осуществлялось как из бюджета Российской Федерации, так и за счет средств, выделяемых бюджетом Федеративной Республики Германии на гуманитарной основе» [1]. «Отделом по связям с общественными объединениями администрации города Волгограда» [6, с. 15-16] выявлено, что активную творческую работу ведет один из первых национальных культурных центров музея – немецкий культурный центр имени братьев Лангерфельд. Он был создан в музее-заповеднике одним из первых. Глубоко символично, что именно музей «Старая Сарепта» объединил российских немцев-сарептян, чьи предки жили на этих землях с 1765 года. Многие годы этим центром руководят Элеонора Адамовна Железчикова и Нелли Андреевна Третьякова. В центре собрана библиотека и все мероприятия, в которых участвуют члены Центра, снимаются на фото и видео, поэтому каждый гость имеет возможность ознакомиться с историей центра, с интересными культурными событиями.

Крупной диаспорой, проживающей на территории Волгоградской области, является чеченская. Чеченцы компактно проживают в основном в сельских районах. Взаимоотношения с диаспорой строятся при активном участии волгоградского общества чеченцев «Барт-Согласие» [5].

Самой эффективной формой укрепления межнациональных отношений является развитие культуры, национальных традиций, обычаев.

«На межнациональные отношения оказывают непосредственное влияние такие общие для всей страны взаимосвязанные тенденции общественного развития, как стремление народов к самоопределению при объективной необходимости интеграции российского общества, стремление сохранить и развивать этнокультурную самобытность при одновременном процессе интеграции культур, формирование общих духовно-нравственных ценностей» [3, с. 3].

Неблагоприятное воздействие на этнополитическую ситуацию в Волгоградской области оказывают затянувшийся общероссийский кризис и неэффективные реформы в экономике, а также сложившийся характер федеративных отношений, при котором не всегда учитываются социально-экономические, политические и национальные особенности субъектов Российской Федерации.

Какой должна быть стратегия национальной политики России, Волгоградской области? В этой связи 2 ноября 2012 года члены Общественной палаты Волгоградской области вместе с руководителями национальных диаспор обсудили документ федерального значения, касающийся межнациональных отношений в стране.

Как известно, в 1996 в России утверждается Концепция государственной национальной политики. Почти через два десятка лет появляется Стратегия, разработанная Советом по межнациональным отношениям при Президенте РФ. До 1 декабря 2012 года проект Стратегии обсуждали все субъекты, предложения вносила и Волгоградская область.

Олег Кириченко, протоиерей, член Общественной палаты Волгоградской области отмечает: «Многие годы у нас не отмечается конфликтных ситуаций по признаку межрелигиозной розни. Если бывали какие-то столкновения, они не выходили за рамки мелких бытовых проблем» [2].

Сегодня в Волгоградской области проживают представители более 130 этносов, зарегистрировано почти 60 национальных объединений. Тем не менее, замечает Олег Кириченко, национальная политика далека от совершенства. Среди предложений волгоградцев, которые были высказаны по поводу «Стратегии», – создание федерального министерства по делам национальностей. Полномочный представитель Республики Дагестан в нашей области заметил: хорошо бы слово «стратегия» заменить на «закон» о национальной политике в России, а за его неисполнение ввести уголовное наказание. Присутствующие поддержали. Казачий генерал, депутат областной думы Александр Бирюков особое внимание предложил обратить на воспитание молодежи. В министерстве по делам национальностей и казачества Волгоградской области отмечают, что подрастающая молодежь пока далека от мыслей, что есть целые науки, которые говорят о взаимопонимании, о культуре различных народностей, проживающих на территории России, об обычаях и традициях.

Стратегия государственной национальной политики является определяющим документом для разработки целого комплекса федерального и регионального законодательства. И необходимо сделать все возможное, чтобы удержать негласное звание самого спокойного региона Южного федерального округа.

Хотя Стратегия и принята, но можно с достаточной определенностью сказать, что необходимо дальнейшее совершенствование отношений между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами, в том числе и всеми ветвями власти Волгоградской области. Они должны строиться на принципах подлинного федерализма и реальной демократии, охватывать вопросы экономического, бюджетного, социального, национального и культурного развития.

Учитывая значительный духовный, экономический и природно-ресурсный потенциал Волгоградской области, стабильную базу межнационального согласия, выработку и осуществление региональной национальной политики следует рассматривать как необходимое условие полноправного социально-экономического, политического и культурного развития Волгоградской области.

По мнению автора, основной целью региональной национальной политики Волгоградской области является обеспечение таких условий в обществе, которые позволили бы достигнуть полноправного экономического, культурного и национального развития народов Волгоградской области. «Для этого важно создать базовую основу для достижения единой духовной, нравственной и социально-политической общности народов Волгоградской области. Стратегия может стать ориентиром для движения в этом направлении» [3, с. 3].

Реализация национальной политики Волгоградской области представляет собой систему организационных мер, обеспечивающих достижение ее целей и задач. Они призваны обеспечить переориентацию и координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области и общественности на решение задач национальной политики, совершенствование форм и методов ее осуществления. В целях реализации государственной национальной политики готовится совместная программа делового взаимодействия между администрацией города и национальными организациями в сфере национальных отношений. Это позволит более четко и эффективно координировать совместные действия в вопросах взаимодействия с национальными общественными организациями.

Для реализации целей и задач национальной политики в Волгоградской области целесообразно осуществление ряда мер. Сосредоточить внимание структурных подразделений, ведающих вопросами национальных отношений на:

̶ разработке проектов и других правовых актов по вопросам национальных отношений;

̶ разработке и осуществлении программ национально-культурного развития и межнационального сотрудничества населения Волгоградской области.

Администрации Волгоградской области необходимо разрабатывать и реализовывать программы социально-экономического, национально-культурного развития, межнационального сотрудничества с учетом приоритетов национальной политики; обеспечить подготовку и финансирование государственных программ, направленных на национальное развитие и расширение межнационального сотрудничества народов Волгоградской области.

Волгоградской областной Думе – необходимо активизировать разработку правовой базы в национальной и межнациональной сфере, исходя из целей, задач и принципов региональной национальной политики.

Органам государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области необходимо:

̶ развивать и расширять имеющиеся институты национально-культурной автономии (национально-культурной самоорганизации граждан);

̶ выработать программу совместной работы со средствами массовой информации для широкого освещения целей и задач национальной политики в Волгоградской области, обеспечения информирования о состоянии и развитии межнациональных отношений, формирования благоприятного морально-психологического климата в сфере национальных отношений.

Ясно, что для финансирования программ, проектов и отдельных мероприятий, направленных на осуществление национальной политики, необходимо предусмотреть в областном бюджете специальную статью расходов, а также привлекать средства органов местного самоуправления, благотворительные и спонсорские отчисления организаций, учреждений, фондов, юридических и физических лиц.

Программы национально-культурного развития Волгоградской области создаются для достижения целей и решения задач национальной политики, а также для конкретизации, интеграции и обеспечения эффективной деятельности всех механизмов национальной политики.

В частных и общих программах целесообразно отражать и учитывать основные направления региональных программ государственной национальной политики, изложенные в четвертом разделе Концепции государственной национальной политики Российской Федерации.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что с учетом «программ социально-экономического развития Волгоградской области» [7] и на основе программ национально-культурного развития и концепции региональной национальной политики Волгоградской области должна разрабатываться региональная комплексная программа национально-культурного развития и межнационального сотрудничества народов Волгоградской области. Программа должна согласовываться с федеральными программами по социально-экономическому и культурному развитию Волгоградской области. Отдельным разделом программы необходимо отразить использование средств массовой информации. Следует разработать и осуществить комплекс мер по формированию культуры межнационального общения и его внедрению в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров» [1].


Cписок литературы:

  1. 1. Волгоградская область. Областная Дума. О концепции Региональной Национальной политики Волгоградской области. Постановление Волгоградской областной Думы от 30.12.1999 № 19/590 / Волгоградская область. Областная Дума // http://volgograd.news-city.info/.
  2. 2. В Волгограде обсудили предложения в проект Стратегии государственной национальной политики» // http://www.volgograd-trv.ru/news.
  3. 3. Ельников В. А. Сделайте так, чтобы не хотелось уезжать из Волгограда // Городские вести. – 2013. – 14 марта. – С. 3.
  4. 4. Кутузов И. А. Возрождение казачества: от ролевой игры к государственной функции // Экономические стратегии. – 2006. – № 7. – С. 48-53.
  5. 5. Национальные общественные объединения, г. Волгоград, Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской области // http://sap.volganet.ru/irj/avo.html/
  6. 6. Отдел по связям с общественными объединениями администрации города Волгограда. Национальные организации города Волгограда. Информационно-политический бюллетень № 1. – Волгоград, 2012. – С. 15-16.
  7. 7. Официальный портал Губернатора и Правительства Волгоградской // http://sap.volganet.ru/irj/avo.html/.