Ссылка на источник:
Белов Е. А. Роль индивидуальных образовательных проектов в формировании научного мировоззрения // Наука в исследованиях молодых: Материалы X Научного форума студентов, магистрантов, аспирантов (Новосибирск, 27 ноября 2017 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2017. – 68 с. - C. 0-0.


РОЛЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Егор Артемович Белов

семейная форма обучения,
ученик 5 класса,
г Москва,
Россия


Формирование научного мировоззрения – одна из актуальных целей образования сегодня. Несмотря на огромное количество гаджетов, окружающих современного человека, неизбежность применения IT в повседневной жизни, доступность практически любой информации, очень часто человек ведет себя подобно неандертальцу, предлагая мистические объяснения явлениям окружающей действительности. Он уже готов объяснять природные явления и процессы, отчасти спровоцированные им самим, гневом злых духов, которых нужно умилостивить.

Чтобы избежать скатывания в пропасть «цивилизованного» варварства, необходимо делать доступным для самостоятельного изучения научное знание, популяризировать науку, создавая условия для реализации индивидуальных образовательных проектов учеников.

В течение трех лет мы принимаем участие в образовательном проекте Политехнического музея «Университет детей», целью которого является популяризация науки. В этом году мы также участвовали в работе научных лабораторий Политехнического музея «3D-проектирование», «Лаборатория Архимеда», на курсах конструирования из Lego Technic «Сепулька. Версия 2.0» и робомарафоне «Затерянный марсоход».

На «Лаборатории Архимеда» мы изучали механические, тепловые, электромагнитные, световые явления. Под руководством учителя были выполнены индивидуальные проекты «Катапульта», «Лавовая лампа», «Электромагнит дупель-батарейка», «Масляная лампа» (см. рис. 1). Полученные знания и опыт позволили сконструировать в группе требушет, лавовую лампу с плафоном-подставкой (см. рис. 2).

Рисунок
Рисунок 1 – индивидуальные проекты

Рисунок
Рисунок 2 – трибушет, лавовая лампа с плафоном-подставкой

Работа в лаборатории «ЗD-проектирование» позволила под руководством учителя осуществить разработку проекта ракеты в ЗD-формате (см. рис. 3), изготовить на ЗD-принтере спроектированный в ходе индивидуального образовательного проекта космический корабль из к/ф «Звездные войны» – «Сокол тысячелетия» (см. рис. 4).

Рисунок
Рисунок 3 – проект ракеты в ЗD-формате

Рисунок
Рисунок 4 – космический корабль, изготовленный на ЗD-принтере

На курсах конструирования из Lego Technic «Сепулька. Версия 2.0» был сконструирован радиоуправляемый робот, который двигался по командам с пульта (см. рис. 5).

Рисунок
Рисунок 5 – сконструированный радиоуправляемый робот

Эти работы побудили нас к самостоятельному выполнению индивидуальных образовательных проектов по физике и биологии, которые мы начали изучать в этом учебном году.

На базе конструктора «Знаток» нам удалось самостоятельно создать работающую модель светодиодной сигнализации, реагирующей на прикосновение.

В ходе проводимых нами систематических наблюдений за естественным спутником Земли – Луной – нам удалось выявить дни лунного затмения.

Были проведены наблюдения за превращением гусеницы в куколку. Опытным путем установлено, что гусеница бабочки-капустницы превращается в куколку за 15 дней (см. рис. 6).

Рисунок
Рисунок 6 – стадии превращения бабочки-капустницы

Для науки наши результаты не являются новыми. Однако, это результаты самостоятельных научно-исследовательских поисков, которые внесли значительный вклад в формирование нашего научного мировоззрения. Благодаря полученному опыту организации исследования мы решили осуществлять новые индивидуальные образовательные проекты в иных областях научного знания.


Cписок литературы:
1. Перельман Я. И. Занимательная энциклопедия эрудита. Что? Зачем? Почему? Занимательная физика, механика, астрономия, математика, природа. – Москва: Изд.АСТ, 2017. – 240с.